Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Об эстетике рукописного шрифта

В Киеве открылась выставка художника-графика и каллиграфа Виталия Митченко, на которой можно увидеть каллиграфию к «Лесной песне» и рукописную книгу «Вий»
6 декабря, 2012 - 11:41

Каллиграфию называют музыкой для глаз, и именно таким визуальным звучанием сейчас наполнена столичная галерея «Митець». В честь своего 60-летия собственную выставку здесь представил заслуженный деятель искусств Украины, доцент кафедры графики Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, художник-график и каллиграф Виталий Митченко.

Всего на выставке представлено 30 работ, созданных мастером за последние 5 лет. Среди них — шрифтовые листы, проекты акцидентных шрифтов, художественное оформление и каллиграфия к «Лесной песне» Леси Украинки, авторские открытки и страницы знаменитой рукописной книги «Вий». Каллиграфическая композиция дополнена скульптурами заслуженной художницы Украины Алисы Забой. По просьбе пана Виталия, художница отобрала 15 своих работ разных лет, общим для которых является образ женщины — евангельской, библейской, а также работы из серии «Земля утром», «Земля днем» и «Земля спит».

Среди гостей выставки — много студентов пана Виталия, в частности и тех, кто уже давно перешел в ранг коллег. «Мне очень приятно, что я сотрудничал с Виталием Митченко, — отметил президент Национальной академии искусств Украины Андрей Чебыкин. — Вместе нам удалось сделать много хороших книг: мои — иллюстрации, его — макет и шрифтовая часть». Кстати, за творческую деятельность в области оформления книги Виталий Степанович получил более 20 дипломов и других наград на республиканских и зарубежных конкурсах книги. По мнению пана Чебыкина, Виталий Митченко не только искусно применил историческую каллиграфию, в частности казацкую скоропись, но и нашел свой язык в шрифте, свой подход и мировоззрение.

Николай Кочубей, художник графического искусства, а в прошлом — выпускник пана Виталия, вспоминает: «Когда-то мы изучали шрифты по наработкам иностранных ученых и практиков, а теперь появилась сильная украинская школа, на которую можно и стоит равняться». Еще один яркий представитель отечественной школы Василий Чебанык отметил исключительное значение этой выставки, ведь рукописные произведения в Украине выставляются нечасто. «Украинское рукописное искусство сейчас дремлет, — говорит Василий Яковлевич. — Везде в Европе это популярно, актуально, есть школы, клубы, международные триеннале, биеннале, есть художники, которые хорошо зарабатывают на этом искусстве». По мнению Виталия Митченко, в Украине в последние годы происходит развитие рукописного шрифта — прежде всего, благодаря фестивалям каллиграфии «Рутения» (Киев) и «Праздник кириллицы» (Харьков), цель которых — представить отечественные шрифтовые достижения и приобщить к творчеству молодежь. На ближайшие фестивали пан Виталий уже готовит новые серии станковой каллиграфии и арткниги с высокохудожественными рукописными шрифтами. Ведь, как известно, культура шрифта — это культура книги, а культура книги — это и есть культура народа.

Оксана ХМЕЛЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ