Позавчера вечером на съезде ХДС в Ганновере лидер партии УДАР Виталий Кличко провел двухстороннюю встречу с федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель, которую в этот день в седьмой раз переизбрали главой Христианско-демократического союза. Украинский политик подчеркнул, что оппозиционные демократические силы в новом парламенте имеют одну цель — вернуть Украину на европейский путь развития. Кличко также отметил важность размежевания отношения к Украине и к режиму Януковича.
Со своей стороны Меркель сказала, что Европа ожидает от Украины шагов, которые приблизят ее к европейскому сообществу.
«День» попросил берлинского политолога, члена Германо-украинского форума Александера РАРА прокомментировать встречу федерального канцлера Ангелы Меркель и лидера партии УДАР Виталия Кличко в кулуарах съезда ХДС и как в целом воспринимают в Германии украинского политика, который хорошо известен в этой стране как «Железный кулак».
— Немецкая пресса не пишет о том, что господин Кличко был на съезде ХДС. На этот съезд были приглашены представители сотен партий, которые по своим позициям близки к христианским демократам или хотят приблизиться к ценностям христианско-демократической партии. Поэтому беседы госпожи Меркель с этими представителями, конечно, имели место, может не со всеми, но они длились по несколько минут.
Поэтому, я думаю, хорошо, что партия Кличко хочет стать такой консервативной христианско-демократической партией в Украине. Потому что такой партии нет в Украине. Может быть, партия Меркель в идеологическом плане (в финансовом, конечно, нет) и сможет помочь Виталию Кличко создать такую хорошую консервативную программу для Украины.
— На сайте партии УДАР говорится, что Кличко во время встречи сказал Меркель, что с одной стороны, «сегодня европейскому сообществу весьма необходимо размежевать отношение к Украине и к режиму Януковича», а с другой — «Соглашение об ассоциации Украины с ЕС является, по сути, программой реформирования ключевых сфер жизни Украины. Поэтому его подписание было бы полезным». Что вы скажете на этот счет?
— Это очень патриотическая постановка вопроса. Конечно, Украина рано или поздно войдет в Европу. Другой вопрос, каким будет Европейский Союз, когда в него войдет Украина. Я думаю, это будет длительный процесс, и в нынешний Евросоюз Украина не может войти. Но ассоциированный статус поможет Украине по-прежнему показывать своему населению, украинцам, что Украина нацелена на Европу, на Европейский Союз, экономическое сотрудничество в Европой. И такая ассоциация поможет Украине самой внутри меняться в сторону европейских ценностей, европейского быта, европейской жизни, европейских демократических институтов. Поэтому если партия Кличко поставила себе цель поддержать это направление, то она находится в мейнстриме украинской политики, большинство украинцев это поддерживает. В этом отношении его сотрудничество с христианскими демократами пойдет Украине на пользу.
— А не является ли проблемой для евроинтеграции тот факт, что Европа не разделяет отношения к Украине и к режиму Януковича»?
— Даже во время, когда существовал Советский Союз, когда была биполярная система, люди говорили: существует украинский, русский, грузинский, армянский народы, которые хотят свободу, на есть злое правительство в Кремле, которое не дает этой свободы. Но это все риторика. А как сотрудничать? У некоторых младоевропейцев, в частности у чешского комиссара ЕС по вопросам расширения господина Фюле, существует мнение, что можно вести политику Европейского Союза напрямую с гражданским обществом, институтами гражданского общества и обходить правительство. Но я думаю, на практике это просто невозможно. Поэтому это нужно понимать, как определенную риторику, которая исходит из таких демократических моральных ценностей Запада, который всегда говорит: мы стоим на позиции ценностей, и пока правительство Украины не стоит на тех же самых позициях ценностей, пока Юлия Тимошенко находится в тюрьме, с Украиной не будет политического диалога.
Я думаю, что долго Запад не выдержит такую позицию, и он ее не выдерживает. Во-первых, Запад не хочет, чтобы Украина полностью отвернулась от Запада и ушла назад в Россию. А такая опасность рассматривается Западом как реальная. И, во-вторых, Янукович сам проводит реформы. Нельзя сказать, что он ничего не делает и приближается к ассоциированному статусу шаг за шагом. Переговоры ведутся, несмотря на все трудности в политике, все-таки есть большой позитив в том, что есть какое-то движение. Соглашение об Ассоциации практически готово, только нужно его подписать. Украина все-таки провела самые честные открытые выборы на постсоветском пространстве. Мы разделяем риторику и реальную политику, которая при этом тоже присутствует.
— Кличко приводит слова Меркель: «Германия стремится видеть Украину в европейской семье и надеется, что украинская власть выполнит свои обещания, тогда подписание Соглашения об ассоциации с ЕС для Украины станет реальностью». О каких обещаниях украинской власти, по вашему мнению, идет речь?
— Слова обещания — это конечно интересно было сказано. Если Украина пообещала, что будет строить демократические институты и вообще демократию в стране. Где-то Украина выполнила свои обещания, где-то, может быть, и нет. Если для Украины сегодня существуют преграды, то одна из них самая существенная — даже одна единственная, — это тюремное заключение Юлии Тимошенко. По слухам, которые ходят в Германии, Янукович как будто пообещал Меркель, что он выпустит из тюрьмы госпожу Тимошенко. И она (канцлер) лично хочет, чтобы это произошло. И в тот день, когда Юлию Тимошенко выпустят из тюрьмы, может быть, отправят на лечение в Германию. Госпожа Меркель лично говорила Януковичу, что может принять Юлию Тимошенко в Германии для прохождения лечения. И это просто не для того, чтобы насолить Януковичу, а для того, чтобы осуществить гуманитарный акт в отношении человека, который действительно болеет. Если это произойдет, то главная преграда к подписанию этого Соглашения об ассоциации с Европой отпадает. И тогда можно будет садиться за стол, подписывать соглашение и начинать дружить...