Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

10 дней, которые...

23 апреля, 2007 - 20:07

В середине мая правительством будет одобрен в целом и передан на рассмотрение парламента проект Налогового кодекса. Если, конечно, будет парламент. Но почему случилось это именно сейчас — на шестнадцатом году независимости да еще и в разгар политического противостояния? Возможно, наши элиты уже осознали свою общественную роль? И именно налоговое соглашение, новые фискальные правила, которые, прежде чем стать действующими, непременно должны быть восприняты обществом и его элитой, помогут ему преодолеть раскол, вернуть уважение к Конституции и ветвям власти?..

К сожалению, на эти вопросы ответа пока нет. Хотя впечатления об экономической конституции, как еще иногда называют Налоговый кодекс, похоже, не самые худшие, и намерения правительства ввести его в действие уже в этом году с тем, чтобы на его основе построить бюджет 2008 года, воспринимаются в обществе в основном положительно. При этом все понимают, что Налоговый кодекс требует согласия элит и одобрения бизнес-среды. Именно такой подход можно увидеть в поручении правительства министерствам в 10-дневный срок подготовить и обсудить на своих коллегиях (при участии бизнеса) соответствующие предложения. Вызывает одобрение также и то, что в процессе работы над новеллами кодекса правительство постаралось максимально привлекать научную элиту. Ученые провели экспертизу разделов проекта Налогового кодекса и предоставили свои замечания и предложения. Наиболее удачным в проекте, по их мнению, является раздел, посвященный НДС, поскольку он адаптирован к европейскому законодательству.

В то же время эксперты обратили внимание на то, что в процессе работы над Налоговым кодексом основное внимание отводилось новеллам, тогда как устранение разночтений и унификация терминологии часто выпадали из поля зрения. Среди рекомендаций ученых, которые, кстати, были учтены, в частности, предложение пересмотреть виды местных налогов и сборов, а также виды деятельности, на которые не распространяется упрощенная система налогообложения.

Глава Международного экономического комитета Игорь Шаров даже называет новый проект Налогового кодекса Украины «революционным». Но при этом, общаясь с журналистами, бывший народный депутат отметил, что «в случае, если политический кризис помешает нормальному утверждению Налогового кодекса, госбюджет на 2008 год нельзя будет сформировать на новой налоговой базе». А это, в свою очередь, может означать, что «2008 год будет годом упущенной возможности либерализации налогового давления на плательщиков налогов». Шаров призвал ученых и предпринимателей «включиться в широкое обсуждение проекта, с тем, чтобы была сохранена тенденция, направленная на либерализацию, избежание двузначных трактовок одних и тех же налоговых норм, упрощение громоздкой системы нормативно-правовых актов».

Однако глава МЭК считает, что 10 дней, отведенные на обсуждение проекта, — «срок чрезвычайно маленький, и по-настоящему всенародное обсуждение Налогового кодекса организовать вряд ли удастся». При этом Шаров довольно скептически («50% на 50%») оценил шансы подписания Налогового кодекса Президентом. «Все будет упираться в то, насколько дееспособным будет парламент, какое решение вынесет Конституционный Суд и будет ли достигнута договоренность о выходе из политического кризиса». Принятие нового Налогового кодекса, по мнению Шарова, должно фигурировать как один из пунктов будущих политических договоренностей.

Впрочем, достичь их, по-видимому, будет непросто хотя бы потому, что далеко не весь бизнес и его профессиональные организации были своевременно вовлечены в работу над новым кодексом. Так, Лига страховых организаций Украины послала письмо премьер-министру Виктору Януковичу с требованием согласовать позицию правительства и страхового бизнеса. Лига возражает против перехода страховой отрасли на общепринятую систему налогообложения и настаивает на сохранении для страховиков нынешней системы, поскольку это позволяет направлять львиную долю прибыли на повышение капитализации рынка. Прислушается ли правительство к этому предложению? Во всяком случае, страховики утверждают, что в других странах эффективно действуют разные системы налогообложения страховой деятельности... А каждая страна избирает такой способ налогообложения, который лучше всего отвечает ее правовой и экономической культуре. Вот с этим у нас, к сожалению, пока сложно... По мнению ЛСОУ, система налогообложения, предложенная проектом Налогового кодекса, не будет стимулирующим фактором развития страхования. Похоже, страховиков могут поддержать тесно связанные с ним банки. И это уже будет означать раскол также и в сфере бизнеса... Может быть, сейчас нужно срочно направить все усилия на то, чтобы не допустить этого? Без объединяющей роли бизнеса политикам будет еще труднее найти консенсус в своей среде.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ