Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

15 минут славы

28 июля, 2009 - 20:03

Итак, интернет-прокат американского фильма «Бруно: удивительные путешествия по Америке с целью заставить мужчин-гетеросексуалов почувствовать себя явно неловко при иностранце-гее в футболке-сеточке» успешно продолжается в Украине. Тысячи соотечественников от 16 до 60 (возрастные границы здесь, конечно, условны) посмотрели эту комедию. Популярности фильма способствовала и попытка нашего Министерства культуры и туризма запретить картину.

Посмотрел «Бруно» и я. Это вторая полнометражная работа британского комика Саши Барона Коэна — он автор сценария и исполнитель главной роли, номинальным постановщиком, как и в предыдущем его фильме «Борат», является Ларри Чарльз. Подход тот же, но безотказный: Барон в виде провокационного героя путешествует по Америке и миру — не только географически, но и по разным социальным этажам. В «Борате» таким простаком-провокатором был неотесанный «казахский» журналист Борат, а сейчас имеем «австрийского» гея-телеведущего Бруно, который больше всего стремится стать знаменитым. Фактически то, чем каждый раз занимается Коэн, — это проверка уровня терпимости, краш-тест на общую толерантность: он дразнит общество самым откровенным, иногда даже отвратительным способом, чтобы увидеть, как оно отреагирует, — и эта реакция наиболее ценна для него.

Стоит отметить, что при всей сомнительности зрелища, Коэн четко знает грань, которую нельзя преступать. Например, в его фильмах не найдете порнографию (в принятом юристами определении как показ возбужденных половых органов, — именно потому неубедителен «порнографический» приговор министерства) или крайнее насилие. Шутки у Коэна грубые, неоднозначные, часто однообразные, а иногда — в самую точку, как в сценах, когда он с Полой Абдул говорит о помощи людям из бедных стран, используя вместо мебели мексиканских гастарбайтеров, или когда набирает детей на роли в шоу о распятии Христа, а родители готовы сделать со своими чадами что угодно ради славы. Да, в основном это выглядит безвкусно, как дешевое телешоу, но зрители имеют право на его просмотр отнюдь не меньшее, чем на просмотр «разрешенного» мусора, которым забиты кино- и телеэкраны. И в любом случае в Украине фильм Коэна достиг фантастического успеха, большего, чем в Штатах или где-либо еще: запрет придал ему важный статус подпольного, бунтарского искусства.

Не хотелось бы во второй раз возвращаться к этой теме (см. «День» от 17 июля), но настораживает сама тенденция. Цензура — опасный зверь, остановить его потом будет очень сложно. А на счету наших министерских моралистов, между прочим, есть уже запрет одного из фильмов Такеши Китано, режиссера мирового масштаба, а есть еще не менее скандальные действия относительно писателей, организаторов художественных выставок. И те, кто сейчас радуется по поводу вердикта, мол, правильно эту чушь запретили, — не понимают, что когда на экране останутся одни советские фильмы и безликие сериалы, будет поздно.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ