В крымском приморском поселке Гурзуф жили, как и большинство людей в стране весной 1961г., больше прошлым: прошедшей страшной войной, восстановлением городов и сел. Приморские города отличаются особым запахом странствий, предвкушения приключений. И полет Ю. А. Гагарина 12 апреля всколыхнул всех, сдвинул горизонты и зарядил энергией на совершенно новую жизнь в будущем.
Я учился тогда в первом классе гурзуфской школы и помню, как наша учительница Зоя Алексеевна Макаренко после сообщения ТАСС о полете вывела нас во двор школы, и я задирал голову вверх, высматривая ракету — тогда я впервые узнал слово «ракета» в сочетании с фамилией Гагарин.
А в гурзуфском санатории Министерства обороны СССР, старейшем в Крыму (сейчас это санаторий «Гурзуфский» Государственного управления делами при Президенте Украины), где самый красивый в Крыму фонтан «Богиня ночи», в 1960-х годах отдыхали многие космонавты: Ю. Гагарин, П. Попович, А. Николаев, В. Терешкова и др., — и они свободно ходили на пляж по набережной, толпа людей следовала за ними, фотографируя и радуясь непосредственной встрече с людьми новой космической эпохи (сегодня тот корпус санатория, в котором жил Первый космонавт Земли, называется Гагаринским). Так и я 12-летним мальчишкой с мамой Александрой Константиновной и братом-двойняшкой Сергеем (он сейчас главный агроном винодельческой агрофирмы «Золотая балка» в Севастополе) встретились в 1965 г. лицом к лицу с Юрием Гагариным, когда он, покатавшись на простой весельной шлюпке, выходил с лодочной станции санатория. Мама тогда воскликнула: «Это же Гагарин!» — и мы стояли молча, пораженные неожиданной встречей.
На двух снимках выдающиеся космонавты — в гараже санатория среди простых людей нашого небольшого поселка. На экскурсии и встречи Юрия Гагарина и Павла Поповича на трофейном, с войны, санаторном «Мерседесе» возил водитель Иван Трифонович Федоров. По его словам, космонавты вели себя просто и непринужденно — и за одним праздничным столом сиживали, и песни пели, а он их называл Юркой и Пашкой. И, конечно же, до последних своих дней гордился тем, что судьба свела его с такими прославленными на весь мир людьми. Павел Попович очень любил Гурзуф и потом каждый год ездил сюда отдыхать, да и последний день своей жизни он провел в Гурзуфе...
А Ю.Гагарин еще играл в волейбол в команде с начальником санатория генерал-майором Василенко на санаторных открытых спортплощадках, а в это время на заборе, отделяющем площадку от набережной, просто «висели» многочисленные прохожие и показывали — там Гагарин в волейбол играет! А он прыгал и играл с мячом, не обращая внимания, и казалось, что каждое его приземление имеет исторический смысл.
Вот уже 46 лет эта случайная встреча с Первым космонавтом стоит перед глазами яркой фотографией, и я часто думал потом: как же я его не спросил тогда — где, на каком поприще можно мне, 12-летнему мальчишке, стать выдающимся? И главное, как жить, учиться, думать и вести себя, чтобы стать героем? В те очень трудные для нас годы — отец Григорий, майор, участник войны, был начальником аптеки санатория, умер в 1961 г., и мама одна поднимала четырех детей — нас воспитывали в семье и школе на примерах героев войны и революции, и мы думали: жаль, что поздно родились, когда и революция, и войны закончились — негде проявить себя героем. И вот новый герой, нового типа, а значит, и в наше время можно без войны стать героем. Для меня он стал примером и кумиром — реальным, веселым, аполитичным, простым, и в тоже время кумиром исторического масштаба.
Я позже часто воспроизводил в памяти эту встречу с Ю.Гагариным, и это подпитывало энергией: и когда в 1976 г. в г. Северодвинске Архангельской области участвовал в закладке и монтаже атомных реакторов первого двухкорпусного атомного подводного крейсера «Акула» (единственной атомной подлодки, которая занесена в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейшая АПЛ, созданная человечеством), и когда затем в Московском энергетическом институте работал и защищал кандидатскую диссертацию по турбинам для атомных энергоустановок, и когда в 2001 г. уже в Украине, в г. Феодосия участвовал в обучении греческих военных экипажей ВМС Греции, купивших в Украине за 60 млн.долл. десантный корабль на воздушной подушке амфибийного типа «Зубр», в газотурбинных двигателях которого внедрены в том числе и мои изобретения. И сегодня, работая доцентом Севастопольского национального технического университета в г. Севастополе, почетным гражданином которого является Ю.А.Гагарин и в котором один из районов города назван Гагаринским, где еще вспоминают, как в те годы в военно-морском госпитале хирург Павел Жданов зашивал первому космонавту рассечение кожи над бровью после известных приключений, — я студентам рассказываю о той встрече и ее роли в моей жизни.
Значимость полета Ю.Гагарина с распадом СССР не уменьшилась, ему не грозит историческое одиночество (Гагарин и одиночество несовместимы) — он интегрирован в современную жизнь, в науку о поведении человека, в систему построения себя и своей успешной жизни. Нам сегодня выпала уникальная возможность — строить новую страну Украину. Это далеко не каждому поколению дано — строить новую страну, ее сегодняшнюю историю и завтрашнюю. В том же 1961 г. президент США Д.Кеннеди сказал гражданам своей 185-летней страны: не спрашивай, что страна сделала для тебя, а спроси себя, что ты сделал для своей страны. А ведь Украина намного моложе — ей всего-то 20 лет! И моя встреча с Ю.Гагариным в детстве помогает мне строить такую Украину, какой хочу ее видеть сам и для своих детей и внуков: уважаемое в мире и своим народом светское правовое государство, где каждый человек может реализовать себя и достичь своих жизненных целей. И в этом деле полет полвека назад Юрия Гагарина и моя встреча с ним заряжают энергией и верой в успех.