Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

70 лет неопределенности

В 1932—1933 годах Украина теряла 25 тысяч человек в день
13 февраля, 2003 - 00:00

Именно столько ждала Украина. Вчера в Верховной Раде Украины в 16.00 начались парламентские слушания в память о жертвах Голодомора 1932—1933 годов. Уровень внимания к этому событию неприятно поразил. Побывав в стенах Верховной Рады утром, корреспондент «Дня» увидел только нескольких журналистов... По широким коридорам проходила многочисленная делегация, которая долго осматривала огромное панно с народными депутатами, пустую ложу прессы, но как-то второпях (словно стесняясь) пробежала солидную выставку книг и фотоматериалов, подготовленную к слушаниям в парламенте.

«День» постоянно обращается к этой сложной теме. Юридические аспекты оценки Голодоморов в Украине (за рамками обсуждения почему-то остались Голодоморы 1921—1923 гг. и 1946—1947 гг.) менее известны. Поэтому мы хотели бы уделить им больше внимания.

Председатель киевской организации «Мемориал» Роман Круцик считает отрадным фактом, что ВР Украины приняла обращение к ООН с просьбой признать Голодомор в Украине геноцидом. Однако, по его мнению, «Голодомор был на территории УССР, и собственно государство Украина должно признать его геноцидом через постановление Верховной Рады. Только на его основе Генеральная прокуратура Украины должна возбудить уголовное дело. Только собрав доказательства, документы Верховная Рада может обращаться в ООН».

Расследование дела должно рассматриваться в соответствующих судах. Если мы признаем, что образование СССР является законным, то дело нужно рассматривать в судах Российской Федерации, являющихся правопреемницей СССР. Р. Круцик считает, что, «как правило, геноцид осуществляется по согласию власти, или при ее молчаливом согласии. Суды РФ зависимы от своего государства и результат известен заранее. Если СССР — законное образование (а есть все исторические и юридические основания считать, что УНР также — в 1918—1919 гг. была признана рядом государств) и начинать выстраивать политическую, юридическую цепочку, то в таком случае Украина, восстановившая свою независимость в 1991 году, имеет полное право рассматривать вопрос геноцида в судах своего государства. Но поскольку возникает судебная ситуация между Украиной и Россией (а политическая требует строить добрососедские отношения), этот путь неправилен и приведет к конфронтации. Лучший метод — обращение в Международный уголовный суд. Да, можно обращаться в ООН, но, как показывает практика, — преступления в Конго, Руанде, Ливане заканчивались только вербальным осуждением в органах ООН, но не имели никаких судебных последствий для виновных. Более 100 лет международные юридические организации пытаются создать Международный уголовный суд. Весной 2002 года состоялась последняя ратификация (а Украина в числе более чем 100 государств поддержала идею его создания) и нужно было пройти 60 (!) ратификаций». Через некоторое время МУС уже вправе рассматривать дела. Но и здесь, считает Р. Круцик, есть несколько замечаний: «Не подписали положение о создании этого органа такие государства, как США, Россия, Китай».

Кто же виноват? Почти никого не осталось в живых. Однако даже осуждение и признание Голодомора геноцидом на мировом уровне дает моральную реабилитацию погибшим людям, их родственникам.

Мы пережили три Голодомора в Украине. В 1921—1923 гг. он унес жизни 1,5 миллиона человек — его не осудили. Поэтому и повторялось все в 1932—1933 гг., а потом в 1946—1947 гг. Как отметил во время парламентских слушаний председатель ВР Украины Владимир Литвин, цель их — «еще раз обратить внимание отечественной и мировой общественности на трагические страницы истории Украины». С этим сложно не согласиться. Но почему так долго и тяжело продвигается дело?

«Украина как государство наконец должна дать историческую, политическую и юридическую оценку тем событиям. Поляки, чехи, прибалты осудили наследие тоталитаризма, а мы дошли уже до того, что законом о социальной защите ветеранов войны продолжили срок войны занимавшимся репрессиями бойцам истребительных батальонов до 1952 года. А жертва должна доказывать уже в независимой Украине свое лояльное отношение к своему палачу, и только тогда она может получить реабилитацию. Государство должно пересмотреть подходы к прошлому, должным образом осудить, поставить крест и только тогда двигаться вперед. Власть в Украине должна определиться. Пока репрессированные будут покорно платить налоги, а их палачи получать льготы, никакого прогресса не будет», — отметил Роман Круцик.

Продолжение темы на странице "Подробности"

Сергей МАХУН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ