Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Агитпроп и пустота

Политика часто идет рука об руку с кино — иногда ближе, чем хотелось бы
14 марта, 2012 - 12:07

О ситуации вокруг российского фильма «Август. Восьмого» (режиссер — Джаник Файзиев), снятого с украинского проката, сказано уже немало. Наше Министерство культуры отозвало прокатную лицензию, соответственно, Украина стала третьим — после Молдовы и Азербайджана — постсоветским государством, поступившим подобным образом.

В связи с этим вспомнился один инцидент, свидетелем которому я стал в феврале на Берлинском кинофестивале. На пресс-конференции съемочной группы без преувеличений прекрасного венгерского фильма «Просто ветер», получившего в итоге Гран-при Берлинале, журналисты, придя в зал, обнаружили на каждом стуле пресс-релиз на английском и немецком языках, изданный министерством юстиции Венгрии. Надо сказать, что «Просто ветер» снят по мотивам реальных событий: в 2008 — 2009 годах в этой стране, члене Евросоюза, группа нацистов открыла настоящую охоту на представителей народа рома, убив шесть и ранив пять человек. Так вот, в пресс-релизе излагались коллизии дела 2008 — 2009 годов, бодро рапортовалось об усилиях, предпринимаемых правительством в борьбе с расизмом и об успехах в социализации рома, а в середине документа — судя по всему, именно ради этого он и писался — приводился перечень преступлений ненависти в других странах Европы: сваливались в кучу и норвежский маньяк Брейвик, и инциденты в Германии и Словакии. Мол, у всех плохо, а мы вот стараемся, мы молодцы, нечего поднимать бучу. Интересно то, что участники пресс-конференции об этой бумажке не знали.

Возвращаясь к нашим некрасивым реалиям, «Август. Восьмого» со всей очевидностью — совершенно беспомощное с художественной точки зрения произведение, с отвратительно играющими актерами и убогими спецэффектами, с историей, содержание которой сводится к тому, что бравые русские парни стреляют по плохим грузинским парням, в свою очередь стреляющим во все, что движется. Кстати, примечательно, что при всех проклятиях имперских конъюнктурщиков в адрес США свои фильмы они снимают с соблюдением всех мыслимых голливудских шаблонов. Цель таких поделок, как правило, одна — пропаганда (примечательно, что в России «Август» появился в один из самых фальшивых советских праздников — 23 февраля). Соответственно, авторов такого рода продукции называют грубым словом «пропагандоны». С другой стороны, ни один по-настоящему талантливый режиссер за агитку, оправдывающую наглую агрессию против другого государства, не возьмется ни за какие деньги — подобная работа как раз для файзиевых.

Любой скандал высвечивает много бед, напрямую к нему не относящихся. Венгерские чиновники пытались фиговым листком пресс-релиза прикрыть факт совершенно неприличного роста ультраправых настроений в стране — вплоть до избрания представителей тамошней откровенно нацистской партии «Йоббик» в национальный и Европарламент (кстати, любопытно, что постсоветские политиканы собственные подлости и провалы оправдывают сходным способом: начинают рассказывать, что на Западе все еще хуже). За решением нашего Минкульта — иная проблема: пустота. Когда нет национального кино как процесса, нет внятной политики в кинопрокате и кинондустрии, то экран заполняют недоразумения вроде «Августа». А все же просто: если бы в кинотеатрах постоянно шли яркие и разные украинские картины, если бы наши горе-прокатчики показывали не только блокбастеры, а и все более-менее интересные фильмы, как американские, так и европейские и азиатские, то «Август. Восьмого» никто и покупать бы для показа не стал. Потому что на него никто бы не пошел.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ