Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Агрессор всегда миролюбив»

23 января, 1996 - 20:01

Вчера Александр Мороз так и не подписал закон «О Кабинете Министров Украины».  Дескать, уже сделал это 27 декабря.  А журналистам  сказал, что если Президент Украины не подпишет этот закон, то председатель ВР «обязан его обнародовать». Мол, других вариантов нет. Так что ищите текст закона в сегодняшнем номере «Голоса Украины». Возможно и найдете.

Правда, накануне было обнародовано решение суда, которое запрещает председателю Верховной Рады подписывать закон о Кабмине. Решение вынес Мукачевский горрайоный суд Закарпатской области после рассмотрения иска представителя партии «Наша Украина» Игоря Криля. Кроме того, суд запретил редакциям газет «Голос Украины», «Урядовий кур’єр», другим официальным изданиям, физическим или юридическим лицам публиковать закон о Кабмине. Но Морозу Мукачевский суд не указ. Его решение он назвал «интересным», но «абсолютно бессмысленным». Объяснил он свое мнение просто: «Судья не умеет читать Конституцию».

Надо сказать, что это тот редкий случай, когда с Александром Морозом можно согласиться. Мы уже привыкли, что у нас районные и городские суды могут возобновлять в должностях прокуроров, депутатов, глав администраций и т.д. Но такого юридического кульбита еще не было. Этот «ход» Игоря Крыля стал неожиданным не только для журналистов и антикризисной коалиции, но, похоже, и для его однопартийцев. «Такая ситуация ненормальна и не способствует повышению авторитета судебной власти. Решать такие вопросы должен Конституционный, а не районный суд», — считает «нашеукраинец» Александр Кучеренко. А вице-премьер Николай Азаров заявил, что «система судебных решений достигла абсурда».

Политолог Виктор Небоженко вообще считает, что таким образом можно спровоцировать «юридический сепаратизм». «В ответ на запрещение Мукачевского суда появится решение, скажем, Донецкого областного суда о том, что Мороз, напротив, обязан подписать данный закон, потому что иначе не выполнит свой долг. Это несерьезно, если у нас районный или даже городской суд разрешает конституционный кризис в Украине», — считает политолог.

Небоженко также убежден, что суды не должны втягиваться в большую политику. «Полномочия судов на местах не распространяются на оценку политической деятельности первых лиц государства. Мир такого не знает. Конституционный кризис решается в рамках полномочий соответствующих институций с соответствующими полномочиями. Подписывать или не подписывать — это политическая воля и ответственность самого Мороза».

С другой стороны, это решение Мукачевского суда показало пассивность Конституционного суда. Где его решения? Хотя наш КС — это отельная тема. В его деятельности много чего непонятного. Скажем, никто не знает, как формируется повестка дня КС. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Когда молчит Конституционный Суд, за него принимают решения Мукачевский, Печерский и другие суды.

Но все это, как говорится, детали. Главное, что под текстом Закона о Кабмине уже стоит подпись Мороза. А это означает, что противостояние между Президентом и другими ветвями власти набирает обороты. Правда, Виктор Янукович опять завел старую песню о компромиссе. Дескать, по некоторым статьям закона о Кабинете министров «возможны любые политические решения», если они будут идти на пользу государству. «Мы всегда настроены на компромисс. Любой компромисс возможен в парламенте. И я знаю, настроенность депутатов в таких случаях всегда позитивна», — сказал Янукович. Правда, он не уточнил сроки достижения компромиссных вариантов — до публикации или после публикации закона о Кабинете министров. Александр Мороз также хотел бы «переговорить с Президентом». «Мне кажется, что он не виноват в том, что его так подставляют представители аппарата», — сказал Мороз и при этом прибавил: «Пусть он с ними разберется».

Тут вспоминается известный постулат: «Агрессор всегда миролюбив». Это относится и к Януковичу и к Морозу. Когда уже все захвачено, можно договариваться о мире.

Алена ЯХНО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ