Старт дан. Шестая сессия Верховной Рады, которой пророчили революционные для Украины свершения, началась. Началась абсолютно банально и обыденно — выступлением председателя Ивана Плюща, который просто рассказал о надежде на сотрудничество с правительством, выступлением от имени правительства первого вице-премьера Юрия Еханурова, перечислившего законопроекты, которые будут направлены в Верховную Раду. В планах на сентябрь не значится никаких революций — ни Налогового, ни Земельного, ни Бюджетного кодексов, на которые возлагается столько надежд столькими различными комментаторами. Хотя, по словам Еханурова, все это должно быть рассмотрено в течение шестой сессии. Плющ же главной задачей сессии считает принятие изменений в Конституцию по результатам апрельского референдума.
Пока что в парламентских кулуарах дано обширное пространство всяческим слухам и предположениям. Ибо, в частности, «Бомба Бакая» таки сработала. Игорь Бакай примкнул к «Возрождению регионов», а вовсе не к группе «Реформы-Конгресс», как предполагалось. Заложена «бомба Литвака» — бывший генпрокурор Олег Литвак решил покинуть «Батьківщину» и не заявил о вступлении в другую фракцию.
Можно, конечно, считать началом чего-то нового то, что председатель украинской делегации на Парламентской Ассамблее Совета Европы Борис Олийнык не будет участвовать в некоторых мероприятиях ПАСЕ (по словам Олийныка, средства на заграничные командировки выделяются не для всех, и это похоже на политический расизм). Не поедет на заседание мониторингового комитета ПАСЕ его член от Украины Сергей Головатый (руководство парламента не подписало ему командировки). Кстати, по мнению Головатого, доклад этого комитета касательно Украины будет негативным.
Ожиданий от сессии много. Главным же результатом, очевидно, станет то, что по окончании ее уже можно ожидать начала кампании по выборам в новый парламент.
КОММЕНТАРИЙ
Владимир СЕМИНОЖЕНКО, депутатская группа «Солидарность»:
— В речи спикера мне больше хотелось бы чувствовать, что это не просто констатация действий согласительного совета. Он зачитал очень важный текст — обращение Президента, это следовало сделать. Но, безусловно, свою оценку сотрудничества с правительством нужно было изложить намного четче, а не просто констатировать посылку, что правительство якобы хочет поставить соответствующие задачи перед парламентом, как это казалось на первый взгляд, и что разочаровало весь зал. На самом деле, безусловно, все было не так.
Я думаю, что эта сессия займет свое совершенно отдельное место. Это — сессия максимального аккумулирования ответственности депутатов за свою роль в парламенте и за будущее. Сейчас будет очень серьезный переходный момент, который будет превращаться в новый этап избирательного времени для страны. Бесспорно, парламентское большинство после тех процессов, которые продолжались летом, сохранилось, и для него нет никаких угроз. Даже когда кое-кто говорит, что возможная отставка правительства (действительно возможная) — это угроза для большинства, то это абсолютно не так. Короче говоря, это — большинство, которое отвечает посланию Президента и программе, рассчитанной на пять лет. Это — большинство сотрудничества с Президентом. Безусловно, сотрудничества и с правительством, но в том направлении, том тоне, который определяется в большей степени посланием Президента, чем программой деятельности правительства, которую как компромисс парламент вынужден был принять.