Если для большинства киевлян и гостей города главным событием минувших выходных стало празднование «Дня Европы», то для организаций, заинтересованных в развитии отечественной туристической и курортно-рекреационной сфер, праздники были обозначены еще и открытием двух профильных выставок.
Первую можно смело посвятить родителям, решающим, куда отправить на отдых свое чадо. Тем, кто может позволить себе выложить сумму в 750 —2000 условных единиц и выше, предложат летнюю детскую программу в Великобритании, Германии, Австрии, Франции, Испании и т. д. Всем остальным — более скромный отдых на просторах отечества от 25-ти гривен в сутки. «Региональщики», конечно, признают тот факт, что большое (если не большее!) число детских оздоровительных комплексов сохраняют еще советский сервис, однако на недостаток в юных «постояльцах», по их утверждению, не жалуются. Что, исходя из расценок, вполне объяснимо, как объяснима и невозможность «одним махом» привести «в чувство» данное хозяйство. Тем более, что Украина для бывшего СССР была своеобразным «пионерским лагерем» с одной из самых развитых систем организованного детского отдыха. Именно эту систему (пусть даже ее материальная база на сегодняшний день оставляет желать лучшего) и следует в дальнейшем противопоставить европейской детской туриндустрии, считают в Государственной туристической администрации. Ведь на Западе подобной инфраструктуры не существует: наиболее распространенным турпродуктом является изучение иностранных языков в других странах, а большинство рекреационных территорий отведено под пансионаты, где дети могут отдыхать только с родителями. Правда, рынок этих «скудных» европейских услуг оценивается в 30 млрд. долларов...
Украина может добиться прихода «лишних» 50-60 млн. условных единиц от въездного детского туризма, свидетельствуют подсчеты Гостурадминистрации. Тем самым, кстати, несколько удешевив организацию отдыха для незащищенных слоев населения. Для этого следует выбрать 10-12 наиболее привлекательных (в первую очередь, с точки зрения географии) детских лагерей, модернизовать их и — ни много ни мало — создать систему мини-аквапарков, спортивно-развлекательной инфраструктуры, провести переподготовку кадров с учетом будущей интернационализации лагерей. Еще, правда, понадобятся налоговые каникулы на время вышеупомянутой модернизации, нулевая ставка НДС на услуги детского и молодежного туризма. И, конечно же, пара-тройка спонсоров.
Что касается «своих» детей, то, как отметила в ходе открытия выставки глава Госкомитета по делам семьи и молодежи Валентина Довженко, усилиями различных структур ежегодно число отдохнувших удается увеличивать. В прошлом году оздоровили около трети детей школьного возраста (чуть более 1млн. 900 тыс. человек), в этом — планируется выйти на 2 млн.300 тыс. Около 100 общественных организаций уже предоставили свои проекты по оздоровительным услугам.
В то время как во Дворце детей и юношества решали «детский вопрос», в Национальном музее истории архитектуры и быта «Пирогово» главной темой обсуждения стало село — здесь при поддержке Союза развития сельского зеленого туризма в Украине, Фонда Евразия и Гостурадминистрации стартовала первая выставка- ярмарка, посвященная зеленому туризму. Тому самому, который на слушаниях в парламенте два года тому назад Генеральный секретарь Всемирной туристической организации Франческо Франджалли назвал сферой, приоритетной для развития в Украине.
Каждый регион получил в Пирогово отдельный двор, где и представлял возможности развития этого вида туризма в данной области. Впервые в одном месте удалось собрать около 20 центров ремесел. И, стоит сказать, один из главных компонентов зеленого туризма — народные промыслы и местные традиции — регионы представили более чем хорошо. Черновицкая область, к примеру, «отметилась» ярким театрализованным действом «Свадьба на Буковине», крымчане учили посетителей ткать традиционные татарские ковры и танцевать греческий сиртаки, демонстрировали уникальные работы единственного из оставшихся в живых мастера-ювелира, сохранившего старинную татарскую технику филиграни. Несмотря на то, что стоимость многих авторских работ назвать символической крайне сложно, тем не менее, торговля шла довольно бойко — очевидно, влияло немалое количество посетивших выставку иностранцев, а также другое: продаваемое выгодно отличалось от того ширпотреба, который зачастую выдают за «украинские сувениры».
В общем, с сохранением колоритных местных особенностей в регионах все вроде бы в порядке. Однако с развитием на этом фундаменте мощной туристической сферы — пока что несколько туговато. Урбанизированная Европа еще несколько десятилетий тому назад оценила значение сельской пасторали: преимущества экологически чистой сельской еды, фольклор, такую «экзотику», как возможность подоить корову, выспаться в сене, а то и заготовить его под чутким руководством хозяина, сходить с лукошком в лес или на охоту. Тем более, что зеленый туризм отличается невысокой стоимостью услуг и при этом гибкостью формирования цены. В Украине об этом виде отдыха заговорили всего лет 6-8 назад. И, несмотря на то, что отдельные законодательные нормы использовали такое понятие, как «сельский зеленый туризм», они не регулировали специфику отношений, так сказать, между принимающей и отдыхающей сторонами. Поэтому с юридической точки зрения такой туризм являлся одним из видов предпринимательской деятельности. Благо, прошедшим накануне открытия выставки второе чтение Законом «О личном крестьянском хозяйстве» граница между предпринимательством и формой ведения личного подсобного хозяйства по числу принимаемых клиентов будет определена. Однако проблемных вопросов еще немало. Если не всегда оценивают преимущества развития этой сферы местные руководители, то уж многие сельские жители начинают понимать ее перспективность. Но вот беда: несмотря на то, что более 65 вузов страны готовят кадры по специальности «туризм», консультантов в области сельского зеленого еще не хватает. В марте Президент подписал специальный Указ, благодаря которому может быть снято еще одно значительное «но»: документом предусмотрено льготное кредитование строительства или реконструкции помещений для приема «зеленых» туристов. Однако объяснять будущим предпринимателям, что дома следует оформлять в национальном колорите (дабы на радостях получивший кредит крестьянин не «запаковал» свой «отель» в пластик) кому-то надо. Еще одна проблема — некоторые регионы четко лидируют в вопросе развития зеленого туризма (само собой, это Крым и Карпаты, кроме этого — Винницкая, Хмельницкая, Херсонская и Киевская области) о других, не менее перспективных, — не знают вовсе.
На этот год запланировано проведение нескольких семинаров и «круглых столов» в регионах, посвященных вопросам развития зеленого туризма, Национальная туристическая организация планирует разработать специализированный сайт, Гостурадминистрация — разработать программу развития этой сферы на 2003—2010 годы. Да и нынешняя встреча регионов явно должна принести плоды: консультации между «опытными» в сфере зеленого туризма областями и «начинающими» происходили весьма активно.