Доверяют ли нам после этого? Или до конца использует Киев шанс развивать сотрудничество с Советом Европы — нашим «окном в западный мир»? Об этом — разговор «Дня» с Постоянным Представителем Украины при Совете Европы Александром КУПЧИШИНИМ.
— Александр Михайлович, возникают ли у Украины проблемы при сотрудничестве с СЕ?
— Проблемы есть. Ведь нельзя ставить Украину на одну ступень с развитыми странами, имеющими больший опыт демократии. Сейчас введена новая система мониторинга, которая отслеживает, как государства-члены выполняют свои обязательства перед СЕ. Конечно, претензий к новым членам — государствам, вообще недавно вставшим на путь демократии, больше, чем к традиционным демократическим странам. Но я как Постоянный Представитель все время пытаюсь проводить такую линию в СЕ: нет и не может быть в СЕ учеников и учителей, профессоров и студентов. Мы и сами чувствуем свои недостатки, но мы выступаем против менторского тона, который иногда здесь случается.
— В январе этого года поднимался вопрос, что Украину за невыполнение обязательств относительно смертной казни нужно лишить членства в Парламентской Ассамблее СЕ. Стоит ли этот вопрос сейчас?
— Вопрос заключается в том, чтобы наша Верховная Рада приняла законодательный акт, который бы де-юре устанавливал мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров или же вообще отменял смертную казнь как вид наказания.
На последней сессии ПА этот вопрос не стоял, в следующий раз Украину будут рассматривать в январе 1999-го. Мое мнение таково: СЕ должно быть безразлично, на чем базируется мораторий на вынесение смертных приговоров. Важен результат, а в Украине мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров действует полтора года. Поэтому требование СЕ принять юридический акт об отмене смертной казни не совсем корректно, к другим государствам его не выдвигают. Около двух десятков стран (скажем, Британия, государства Балтии) не приводят в исполнение смертные приговоры, но никаких законов по этому поводу не существует. Никто им ничего не говорит. А нам не доверяют — в Украине полтора года после вступления в СЕ продолжали казнить людей. Я думаю, что если сейчас вынести 6-й Протокол к Европейской Конвенции по правам человека на ратификацию ВР, то он не будет одобрен. Потому что общество у нас расколото по поводу отмены смертной казни. Лучше подождать, чем провалить ратификацию 6-го Протокола, как произошло несколько месяцев назад в Латвии.
В ситуации с Украиной ее парламентскую делегацию теоретически могут временно лишить права голоса в ПА. О лишении членства в организации речь не идет — это решает Комитет министров СЕ. Несколько месяцев назад нам удалось на Комитете министров провести решение об открытии специального отделения счета в СЕ для помощи Украине в отмене смертной казни. Деньги пойдут на строительство новых тюрем, на содержание пожизненно заключенных. Пока что он наполняется не очень быстро. Но несколько стран уже обещали помощь. Здесь дело даже политическое — если СЕ пошел на то, чтобы открыть этот счет, то он все же доверяет Украине, верит, что мораторий там действует. И если после открытия этого счета у нас будет приведен в исполнение хоть один смертный приговор, ситуация для Украины может серьезно усложниться.
— Перед вступлением Украины в СЕ об этом очень много писали. Почему сейчас так мало говорится о сотрудничестве Киева и Страсбурга?
— Кажется, три года назад мы несколько подменили понятие интеграция понятием вступления. Считали так: нужно вступить в СЕ, а там хоть трава не расти. С моей точки зрения, вступление только создает условия и фундамент для подлинной интеграции, это — начало работы. У нас же иногда думают, что вступление — это завершение интеграции. Именно поэтому о СЕ сейчас в Украине говорят меньше. Но само полноправное членство в той или иной организации, в данном случае в СЕ, открывает подлинную палитру возможностей для интеграции. Я не думаю, что можно интегрироваться в ЕС, НАТО, ОБСЕ, а СЕ отодвинуть в сторону. Интеграция во все европейские структуры — это разноскоростное движение в одном направлении. Нельзя сказать, что три года назад нам был нужен СЕ, а сегодня нам нужен ЕС, а, к примеру, в 2005 году — НАТО. Сотрудничество со всеми этими структурами нам нужно сегодня, одновременно, ибо все они имеют свое измерение, свою нишу в системе европейской безопасности. Но никакая другая организация, кроме СЕ и еще ОБСЕ, не открывает для Украины таких возможностей сотрудничества. Ведь мы имеем право голоса, можем поднять какой-то вопрос в соответствии с нашими интересами, как полноправные члены продвигаем наших людей в секретариаты (их, правда, сейчас можно пересчитать на пальцах одной руки). Удастся нам вступить в ЕС через 10 лет или через 20 — неизвестно. Будем мы вообще в НАТО или нет — тоже вопрос. А в СЕ мы уже есть, и нужно это использовать.
— Не повторяется ли в СЕ ооновская проблема с неуплатой взносов?
— До последней волны вступления стран такой проблемы вообще не существовало — это был закрытый клуб западных демократий и взносы платились регулярно. И сейчас даже наше государство Украина при всех сложностях финансовой ситуации регулярно платит взносы — около 15 млн. французских франков в год (меньше $3 млн.). Не хочется быть первым государством, которое бы создало в СЕ такие проблемы.