Спикер Верховной Рады Александр Мороз в интервью Би-Би-Си (www.bbc.co.uk) в интерактивной программе «Добрый вечер из Лондона!» рассказал о том, с кем он здоровается за руку в парламенте, о режиссере провала «помаранчевой» коалиции и о коррупции в высших эшелонах власти. Стоит отметить, это интервью Александр Мороз давал в пятницу, 15 сентября, тогда еще не было известно, что Иосифа Винского исключат из Соцпартии на политсовете. Уже позже Мороз объяснил, что Винский исключен из СПУ за сознательное нарушение устава. Мол, членам партии запрещено вести дискуссии в СМИ, не принадлежащих партии. Сам Иосиф Винский убежден, что его исключили, чтобы он не мог попасть на съезд партии и инициировать отставку Александра Мороза с поста главы СПУ. Такое мнение он выразил в интервью на Главреде. «Меня и исключили на политсовете, потому что я это сказал. Для того чтобы я не мог попасть на съезд», — отметил Винский. Также он добавил, что при этом не прекратил отношения с социалистами: «Я не прекратил отношения с социалистами, был и остаюсь социалистом. Я разошелся в позициях с сегодняшним руководством Соцпартии». Отвечая на вопрос о возможном переходе в БЮТ, Винский подчеркнул: «Предложение такое было, но окончательно вопрос мы еще не решили».
— Пан Александр, при таком различном отношении к вам в парламенте со всеми ли вы здороваетесь за руку?
— Конечно, если я на расстоянии подачи руки, то здороваюсь. А так через сессионный зал здороваюсь. Во всяком случае, я слышу, кто высказывается по этому поводу, и могу сказать, что вчера во время встречи с Александром Турчиновым, который дал мне негативную оценку, мы абсолютно корректно рассмотрели тревоживший его вопрос и решили так, как он хотел.
— И здороваетесь за руку даже с теми, кто кричал вам в парламенте: «Иуда»?
— Я по этому случаю отвечу стихотворением. К мне обратился редактор журнала «Огонек» из Москвы относительно ситуации, о которой вы говорите, и сказал: «Вот вы как автор нескольких сборников стихотворений, могли бы как- то сказать что-то по этому поводу?» Я тут же сел и написал стихотворение. Последние строки там приблизительно такие: «...порочен мир, где ложно судят, забыв, что истина свята, где даже места нет Иуде из-за отсутствия Христа».
Думаю, что те, кто понимают происходящее в Украине, понимают, что мой поступок был, с одной стороны, правильным, с другой — единственно возможным.
— Пан Александр, очень много вопросов касаются того, как вы стали спикером в этот раз. Когда-то вы говорили, что в случае, если «Наша Украина» будет вести переговоры с Регионами, то пойдете в оппозицию. Однако произошло иначе. И, как написала одна из украинских газет: «Лидер социалистов не удержался от искушения уцепиться за спикерство и похоронил «помаранчевую» коалицию под аплодисменты Виктора Януковича». Но как так случилось, что вы оказались в одной лодке с Виктором Януковичем?
— Я знаю, какую вы цитируете газету, и кто редактор той газеты, где он сидит для того, чтобы дать оценку, почему так происходит. Так вот, не оказался. Дело в том, что коалиция, в которой должна быть Партия регионов и «Наша Украина», была объективной необходимостью, с одной стороны. Это была субъективная необходимость, с другой стороны, поскольку в упомянутой вами «помаранчевой» коалиции (которой, кстати, не было в природе)...
— Переговоры же шли...
— Я еще раз говорю: не было в природе, потому что мы не входили в число «помаранчевых», мы были партией, отдельно поддержавшей Виктора Ющенко как кандидата в президенты. А «помаранчевой» коалицией себя называло объединение «Сила народа», то есть «Наша Украина» и Блок Юлии Тимошенко.
Так вот, спросить бы тех, кто сегодня дает такие оценки, предусматривалось ли создание такой коалиции, как крепкой основы для парламентского большинства и создания правительства, то ли это была только задумка, чтобы отправить Юлию Тимошенко в отставку, обвинив при этом социалистов, что они не содействуют созданию такой коалиции. Ведь намерения такие были, и мы неоднократно ссылались на это и в июне, и позже.
— Но вы говорили в июне, что пойдете в оппозицию...
— Конечно, потому что так и планировалось. Поскольку видно было, что некоторым режиссерам этого действия мало было реализовать уже подписанное соглашение с Партией регионов, но еще и виновными в этом нужно было сделать социалистов, поэтому у меня не оставалось выбора.
— Режиссеры — это кого вы имеете в виду?
— Я имею в виду режиссера, готовившего эту конструкцию. Поэтому я считаю, что выбора другого не было. И если бы мы не поддержали Порошенко, которого предлагали на эту должность исключительно для конфликта, уже имевшего место в сентябре прошлого года, то и тогда бы это выставлялось как основание, чтобы обвинить социалистов и реализовать то, что уже было подписано между Партией регионов и «Нашей Украиной».
Поэтому меня удивляют сегодняшние длительные переговоры «Нашей Украины» относительно расширения коалиции. Потому что это и так должно произойти, и сегодня в правительстве семь представителей «Нашей Украины». Я хотел бы, чтобы люди спокойно, без ажиотажа разобрались с происходящим сегодня в украинской политике и правильно давали оценки.
Я убежден, что выхода другого не было, потому что это было очень необходимо для общества и кто-то должен брать ответственность за то, будут ли прекращены рейвах и политические спекуляции вокруг создания коалиции.
— Меня зовут Анатолий, я живу в городе Изяслав Хмельницкой области. У меня вопрос к пану Морозу. На выборах 2004 года пан Янукович откровенно, не прячась, обманул весь украинский народ, подделал результаты выборов перед всем государством. Мораль позволила ему это сделать. Вы предали своих союзников и ваша мораль также позволила вам это сделать. Сейчас и вы, и господин Янукович руководите Украиной. Какие моральные ценности, глядя на вас, усвоит молодежь? И можете ли вы сейчас сказать молодежи: «Не предай, не укради, не обмани?»
— Во-первых, я не поддерживаю Партию регионов. Я поддерживаю программу и партию Социалистическую. Во-вторых, реализовать обязательства перед выборами, не дать возможности опуститься до либеральной политики (которую, кстати, одинаково проводят и БЮТ, и «Наша Украина», и Партия регионов) можно только находясь в структурах власти, и мне, кажется, удастся в известной степени это реализовать.
Относительно моральных ценностей из Библии, которые здесь зачитал молодой человек, я хотел бы сказать: а что вы имеете в виду — союзники? Вы читали книжку Юлии Тимошенко, изданную миллионным тиражом «Убить Юлю», где я во время избирательной кампании выступаю киллером, заказывающим ее убийство?
Вы обратили внимание на то, что во время избирательной кампании я нигде не выступал и в концепции нашей нигде не было, что мы будем бороться с «Нашей Украиной», Блоком Тимошенко, Партией регионов, потому что они по сути одинаковые, эти политические силы — по природе, по целям, которые они преследуют.
И речь идет только о том, каким образом можно противостоять их либеральному курсу и отстаивать интересы трудящихся. Поэтому давайте успокоимся относительно моральных принципов. Не тем, кто говорит сегодня о морали, говорить обо мне с точки зрения морали, потому что я бы назвал так много аргументов, что им бы пришлось замолчать навсегда.
— Возвращаясь к этой проблеме нравственности, вряд ли для вас является тайной, что многие люди относятся с подозрением к тому, что моральные ценности мешают депутатам брать взятки, считают расходы на членов парламента непомерными...
— Давайте остановимся в этих инсинуациях. Да, очень высокие у депутатов заработные платы. Я внес предложение о соотношении средних и максимальных заработных плат.
Парламент прошлого созыва не включил даже этот проект к рассмотрению. Как выросли заработные платы? Правительство во главе с Юлией Тимошенко в июне прошлого года приняло постановление об избыточном росте зарплат чиновников, а депутаты не рассматривают этот вопрос, он регулируется законом об оплате труда госслужащих и автоматически переносится на парламент.
Я сейчас поддерживаю проект о том, чтобы упразднить все льготы депутатов или вернуться к просмотру заработных плат — не только депутатов, но и остальных.
Давайте закроем эту тему! Ставьте какие-то интересные вопросы! Я не хочу в грязи ковыряться! Я только что закончил совещание по формированию бюджета на следующий год, там есть действительно сложные проблемы, давайте их обсуждать. Я уже израсходовал 25 минут, чтобы удовлетворить потребности кого-то в каких-то сплетнях.
— Пан Александр, мы вам очень благодарны, что вы израсходовали столько времени, отвечая на вопросы наших слушателей. Это ваши избиратели, это наши слушатели, очевидно, эти вопросы и их интересы нужно уважать... Можете сказать, вы за полный отказ от льгот для депутатов?
— Если речь идет о высокой зарплате, то это не льгота, это требование закона. А льгота — это пользование транспортом за государственный счет, это отдых за счет бюджета. Давайте упраздним эти льготы, пожалуйста! Или уменьшим заработную плату.
Би-Би-Си: Еще один вопрос от нашего слушателя.
Роман из города Киева пишет: «Этот мой наивный и простой вопрос к Александру Александровичу. Готовы ли вы во всеуслышание присягнуть на Библии, что не получили ни копейки за должность спикера Верховной Рады?
Я хотел бы Романа спросить — какой бы дурак предлагал мне деньги да еще и должность высокую? Это же как будто я должен был бы платить — так или нет? Вы, очевидно, заметили, что во время парламентского заседания после избрания меня я сказал: я обязан тем, кто за меня голосовал, я обязан перед теми, кто голосовал против меня, но у меня нет ни перед кем никаких обязательств.
И было бы по другому, 17 лет я не был бы в большой политике и не был бы главой партии, пользующейся доверием населения. Можно анализировать причины, почему у нас не было успеха на этих выборах, на съезде партии через две недели мы выясним эти вещи. Но это вопрос наш, внутренний.
Что вас волнует в сегодняшней жизни? Кто у кого взятки брал? Так вы посмотрите вокруг, у вас есть примеры этого. И вы посмотрите на мою политическую практическую деятельность против этого зла, и вы сможете для себя делать какие-то выводы.
— То есть проблема взяток вас таки волнует?
— Но меня не волнует проблема взяток относительно близких мне людей или меня. В обществе коррупция — это признак сегодняшнего времени. Потому нужно сделать все необходимое, чтобы вытравить это зло. А относительно доверия и морали я хотел бы спросить. Вот я длительное время боролся и думаю, что добьюсь выяснения в суде дела Гонгадзе.
Как вы думаете, почему на слушаниях более 400 депутатов поддержали мое предложение, тогда когда в прошлом созыве я три года добивался отчета комиссии по этому поводу, и нельзя включить было в порядок дня. Очевидно, это и выражает доверие ко мне или нет?
— Дело Гонгадзе и пленки, преданные огласке вами, очевидно, одни из кульминационных страниц вашей политической биографии. Есть ли у вас надежда, что правда станет известна по тому делу?
— Непросто сегодня в насквозь коррумпированном обществе, когда структуры власти формировались в другой системе и утвердились другие традиции, добиться, чтобы суд был свободным, чтобы прокуратура осуществляла следствие независимо от конкретных представителей власти. Но я буду все делать, чтобы добиться суда над всеми заказчиками, исполнителями и организаторами этого преступления. Оценка парламента, его единодушие относительно такого требования, на мой взгляд, убедительно доказывают, что парламент настроен соответствующим образом.
(Интервью приводится в сокращенном варианте.)