Если сравнить Европу после второй мировой войны, когда существовал товарный голод, когда животы буквально прирастали к спине не только у побежденных, но и у победителей, когда «прозрачные» англичанки выходили замуж за бравых американских военных и только на палубе американских кораблей могли поесть мясную пищу, теперешняя ситуация на развитом Западе по потреблению продуктов и напитков, товаров и услуг представляется абсолютно райской.
Если в Европе и США в те далекие времена развлекались в узком кругу друзей, родственников, сверстников, то теперь существует многомиллиардная индустрия развлечений. Если пьесы, мюзиклы, фильмы в те времена могли финансироваться одним продюсером, то теперь такое удовольствие нуждается в усилиях нескольких компаний, ибо стоит оно многих миллионов.
Если спорт в те времена требовал только здоровья, энтузиазма, мяча, шайбы, то теперь только на последнем чемпионате мира по футболу «крутилось» 500 миллиардов долларов...
Если в те времена существовало три экземпляра английского компьютера, который расшифровывал немецкие секретные послания, то сейчас только персональных компьютеров свыше двухсот миллионов.
Собственно, потребности и прихоти (needs and fads) на Западе удовлетворяются практически полностью. Если не принимать во внимание безработных и маргиналов. Свободное предпринимательство, капитализм правит практически во всем мире и функционирует эффективно. В последние год-два западные политики и экономисты начали говорить о «глобализации» и «консюмеризации», а предприниматели и банкиры начали воплощать их в жизнь.
Что же такое эти два кита современной экономики? Первое — это свободный доступ товаров и услуг на все рынки мира. А второе — поставка потребителю тех товаров и услуг, которые ему нужны. То есть если в прошлом потребитель мог выбирать, то сейчас его «потребности и прихоти» удовлетворяются полностью на уровне современной технологии.
«Глобализация» же часто на этом этапе является односторонним движением массовых и высокотехнологических товаров из экономически развитых стран в развивающиеся страны, и вывоз из последних сырья, что нарушает экономический баланс, порождает бедность.
Ряд протестов в Сиэтле, где практически была сорвана работа ВТО, в Нью-Йорке против финансирования Мировым банком и МВФ рисковых экологических проектов, против порождения большей бедности в странах третьего мира, высветил абсолютно новый аспект противостояния и состав его участников. Глобализация стала возможной благодаря компьютеризации, собственно, существует Э-индустрия, Э-торговля. Балом правят многонациональные корпорации, которые имеют определенные признаки государства, свои эмблемы, свои знамена; их массовые партнеры — американский, европейский, японский средний класс с его культом материальных благ, а противники — также дети Интернета, хорошо информированные о ситуации, порожденной глобализацией и консюмеризацией: вырубленные леса Бирмы, Индонезии, бассейна Амазонки, Украины, Калифорнии, города, перенасыщенные автотранспортом, аэродромы, с которых каждые 30 секунд вылетают или прилетают самолеты, загрязнения воздуха, воды, земли; исчезновение биологических видов и т.п.
Если первых освободил компьютер «от хлопот о деньгах и о политике», то другим позволил заработанные деньги использовать на то, чтобы человечество осознало угрозу: угрозу самого Интернета и суперпотребления.
В США Интернет используется так называемыми «группами ненависти» для объединения своих сообщников против «черной угрозы»; убийство двумя школьниками-самоубийцами своих 12 коллег и учителя в прошлом году было спланировано в Интернете; в маленьком городке Принц Вильямс школьники получали советы, как изготавливать бомбы; во многих случаях есть угроза для пользователей Интернета из-за того, что идет т.н. «преследование» (stalking) детей, женщин, бизнеса и т.п. Единственным лекарством для Интернета может быть только старая демократическая личная ответственность в «киберпространстве», которую начинает осознавать американская школьная система под влиянием общественной критики.
Консюмеризация как будто направлена на благо потребителя: производитель и продавец удовлетворяют все его требования (особенно это касается товаров долговременного пользования), но на самом деле ведет к суперпотреблению, что в свою очередь ведет к уничтожению среды, где живет сам потребитель, и против этого выступают противники глобализации и адепты «третьего пути», которые хотят построить «капитализм с человеческим лицом». Их конференция состоялась в Берлине в начале июня 2000 года.
Для Украины, которая еще не массово компьютеризирована, еще не приобщилась к «процветанию», такая угроза нам кажется отдаленной (хотя первые признаки суперпотребления видны на наших улицах и в наших магазинах). Но приход этой эры может застать нас абсолютно не готовыми, если будет отставать воспитание личной ответственности и личного ограничения.