Дискуссии вокруг запуска нефтепровода Одесса — Броды в аверсном (прямом) режиме продолжаются. Напомним, что его построили в 2001 году для транспортировки каспийской нефти в страны Восточной Европы, но из-за экономической невыгодности на протяжении нескольких лет нефтепровод так и не использовали. В связи с непродуманностью строительства, ведь когда труба сооружалась, о договорах с поставщиками никто не думал. В июне 2004 года правительство Украины разрешило использовать трубопровод для транспортировки российской нефти в реверсном режиме. Ситуация получила свое продолжение 30 июня 2008 года, когда во время встречи президентов Украины и Азербайджана было принято решение о заполнении нефтепровода Одесса — Броды технологической нефтью. А уже 22 мая Президент подписал указ о переводе нефтепровода Одесса — Броды в аверсный режим.
Поставить точку в вопросе реализации проекта Одесса — Броды должны были еще на прошлой неделе в Секретариате Президента, где планировалось подписание двух договоров о поставке на западноукраинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) пяти миллионов тонн нефти. Однако накануне премьер- министр Украины Юлия Тимошенко запретила государственной компании «Укртранснафта» подписывать договор с Milbert Ventures Inc., которая по договору должна выступить заказчиком услуги транспортировки такой нефти.
Своим видением этой ситуации с общественностью вчера поделились представители упомянутых западноукраинских НПЗ. «Сегодня в течение года приблизительно половину срока НПЗ Западной Украины стоят, а половину — работают. Это связано, в первую очередь, с проблемами поставки сырья. В основном мы работаем на западноукраинской нефти, которая закупается на аукционах, и частично ориентировались на российскую нефть», — говорит глава правления НПЗ «Галичина» Александр Лазорко. Именно с поставками российской нефти существуют сегодня проблемы, объясняет он.
Поддерживает коллегу и председатель правления ОАО «Нефтехимик Прикарпатья» Александр Шиляев, который добавляет: «В нашем предприятии почти 25% принадлежит государству. Исходя из этого, хотелось, чтобы правительство повернулось к нам и к нашим проблемам лицом... Мы вынуждены искать альтернативные поставки нефти, которая дает возможность существовать предприятиям и зарабатывать деньги». Нефтепереработчики объясняют: подписав договор, можно было бы получить каспийскую нефть, которая ослабила бы зависимость от сырья из соседней России. А это обеспечило бы бесперебойную работу заводов.
Между тем свою обеспокоенность намерениями украинской стороны запустить в аверсном режиме нефтепровод Одесса — Броды выразил вице-премьер России Игорь Сечин. В Белокаменной говорят, что из-за этого у российских компаний есть проблемы с поставкой нефти в Чехию. Украинская сторона на такие претензии пока что не реагирует, а только ограничивается взаимным обвинением внутри страны.
Из правительственного лагеря в направлении Банковой раздаются слова о коррупционных схемах и «РосУкрЭнерго-3». Но в Секретариате Президента все обвинения отвергаются. По словам его главы Виктора Балоги, трубопровод Одесса — Броды был спроектирован и построен по надлежащему технико-экономическому обоснованию именно для перекачивания каспийской нефти из одесского терминала к европейским потребителям. Поэтому заявления премьера и ее попытки противодействовать восстановлению проектного направления использования этой магистрали разрушают заинтересованность ряда государств Средней Азии и Европы в энергетическом сотрудничестве с Украиной.
Кто же прав в этой ситуации? Мнения опрошенных «Днем» экспертов также разошлись. «Контракт в том виде, в котором он существует, не может быть санкционирован на подписание со стороны правительства, потому что речь идет о попытке монополизации нефтетранспортных мощностей, что абсолютно неадекватно. Поэтому здесь следует разделить две вещи: стремление нефтеперерабатывающих заводов получить каспийскую нефть, что абсолютно логично, понятно и адекватно. Более того, у них существуют соответствующие заявления, начиная с 2004 года. А с другой стороны, «группа ловкачей» в Украине сделала схему поставки нефти практически по той же кальке, что и в случае с реверсным использованием Одесса — Броды для транзита российской нефти. Это и является главной проблемой, которая тормозит переход к аверсному использованию Одесса — Броды. Поэтому нефтепереработчикам следует адресовать свои претензии не столько к правительству, сколько к тем собственникам, которые имеют контролирующие пакеты акций этих нефтеперерабатывающих заводов. Это вопрос к ним», — объясняет ситуацию «Дню» директор энергетических программ Центра «Номос» Михаил Гончар.
Не согласен с ним газовый эксперт Александр Нарбут. В комментарии «Дню» он сообщил, что правительство не привело достаточного количества убедительных аргументов, которые позволяли бы утверждать о наличии коррупционной составляющей при подписании договора. Пока этого не будет сделано, обвинять кого-то напрасно.
По мнению директора «Института проблем экологии и энергосбережения» Сергея Ермилова, на ситуацию необходимо посмотреть с другой точки зрения. «Если руководителями государственных компаний проводятся переговоры на международном уровне, то обязательно должны предоставляться директивы со стороны правительства... Было ли это сделано? Я об этом не слышал».
Где искать нефтяную правду? Эксперты советуют — она посредине. «Трагедии нет. Необходимо, чтобы контракт был приведен в соответствие с действующим законодательством Украины и просто чтобы стороны перестали играть в «монопольки»... Важно, чтобы эти вопросы решались не путем публичных пощечин, а путем спокойных переговоров», — говорит Гончар.
Если поиск виновных в вопросе с нефтепроводом Одесса — Броды не прекратится, страна может запятнать свой международный имидж, на отшлифовку которого пошел не один год. Кроме того, могут возникнуть осложнения при проведении дальнейших переговоров с азербайджанской стороной для заполнения в будущем каспийской нефтью нефтепровода для работы в аверсном режиме, говорит Нарбут.
По данным же источников «Дня», в ближайшее время рассмотрением данного вопроса будет заниматься Совет национальной безопасности и обороны Украины. Однако даже принятие соответствующего решения таким совещательным органом не гарантирует быстрого и эффективного запуска нефтепровода Одесса — Броды в аверсном режиме. Лишний раз это подтверждает история с «Венко Прикерченская ЛТД».