«В случае принятия Верховной Радой во втором чтении законопроекта «О внесении изменений и дополнений к некоторым законодательным актам в отношении государственной поддержки автомобилестроительной промышленности Украины», который, предположительно, будет рассмотрен в ближайшее время, все остальные предприятия, выпускающие и собирающие автомобили в Украине, окончательно будут поставлены на колени», — заявил вчера на пресс-конференции президент Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВАИД) Игорь Сотуленко.
Напомним, что в 1997 году был принят закон «О стимулировании производства автомобилей в Украине». Правда, вопрос принесли ли льготы, полученные украинско-корейским тандемом, ожидаемые результаты в виде недорогого и качественного авто, остается более, чем открытым. Не оправдались и смелые надежды на стремительный подъем полноценного производства Daewoo в нашей стране. Как заявил позавчера на пресс-конференции представитель General Мotors Станислав Щербина, «на конвейере АвтоЗАЗа производятся, главным образом, те же «Таврии». Между тем, как отмечают эксперты, несмотря на достаточно сложную экономическую ситуацию и относительно низкий уровень жизни в нашей стране, спрос на автомобили в Украине более, чем высокий (по приблизительным оценкам — 180—200 тыс. только легковых авто ежегодно). Очевидно, что АвтоЗАЗ-Daewoo при всем желании не в состоянии обеспечить такие потребительские запросы. Да и, как отметил С. Щербина, «не секрет, что украинцы предпочитают купить подержанную иномарку, чем «Таврию», а те, кто посостоятельнее, — тот же «Volkswagen», а не Daewoo». Это подтверждает и статистика. Так в прошлом году доля новых легковых автомобилей отечественного производства и сборки на рынке Украины составила 10,4% (соответственно, оставшиеся 89,6% — импортные авто). В результате общий отток капитала за рубеж составил $1,5 млрд. Как тут не вспомнить и наши извечные проблемы трудоустройства. Тем более, что, как утверждают все те же упрямые статисты, одно рабочее место автомобилестроительной отрасли создает 7-8 рабочих мест в смежных отраслях. В общем, проблема, как говорится, «на лицо». А раз так, то ее, очевидно, необходимо решать. Ясное дело, что сделать это радикальным образом, наложив эмбарго на импорт в Украину авто и комплектующих не представляется возможным и нужным. Отказаться от производства своих авто — тоже не лучшая идея. Учитывая все это, было решено пойти от обратного.
В январе этого года Кабмин утвердил Концепцию развития автомобильной промышленности в Украине до 2005 года. Согласно этому документу, перспективы развития автоотрасли несколько изменились. От идеи «изобретения велосипеда» и приоритетного создания национального легкового автомобиля частично отказались. Вместо этого, наследуя, в определенной мере, опыт развивающихся стран, решили поощрять сборочное производство зарубежных моделей машин, изучать технологии и на этой базе поэтапно переходить на украинское производство. Более того, Концепция предполагала создание условий для привлечения иностранных инвестиций в автомобильную отрасль Украины.
С целью реализации и законодательного оформления таких идей в начале года было создано целых две законодательные группы, работа которых была направлена на разработку уже упомянутых «изменений и дополнений...». В состав первой вошли депутаты комитета по финансовой и банковской деятельности Верховной Рады, а также Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров. Вторая была представлена, главным образом, экспертами АвтоЗАЗ-Daewoo. В апреле-мае в Запорожье состоялось выездное заседание «депутатской» рабочей группы, на котором было принято решение объединить два разработанных законопроекта. Как утверждает И. Сотуленко, накануне его рассмотрения в Верховной Раде «группа Daewoo», без согласования, сделала ряд принципиальных изменений, в корне меняющих содержание этого документа. «К счастью, в первом чтении этот законопроект не был принят», — подчеркнул он.
Заслуживает внимания тот факт, что такое отношение «отверточных сборщиков-импортеров» к этому документу разделяют как представители национальных предприятий, непосредственно выпускающих автомобили, так и западные инвесторы. Как отметил президент УАХК «Укрпромавтошинремонт» Станислав Подолян, «этот документ не только повышает таможенные тарифы на импортируемые автомобили и комплектующие, но и выхолащивает многие действующие нормы «Закона АвтоЗАЗ» (принятый в 1997 г. — Авт. )». «В частности, предлагается исключить норму о сохранении численности сотрудников предприятия отрасли в случае смены владельца, требования по локализации производства (т. е. концентрации 70% мощностей на территории Украины) и т. д.», — сказал он.
Согласно этому документу, минимальный инвестиционный портфель для производства легковых авто составляет $150 млн.(!!!) живыми деньгами. При этом, 50%(!!!) этой суммы должны быть «запущены» в дело сразу. Думается, что найти такого богатого и щедрого инвестора, который вложил бы такую сумму в производственный процесс на первом этапе будет непросто. Впрочем, для выпуска тысячи- другой (на первом этапе) легковых авто такой «чистый» финансовый ресурс просто не нужен.
Однако, «пожаловавшись» на несомненное укрепление позиций АвтоЗАЗ-Daewoo в случае принятия законопроекта, представители автомобильной промышленности нашей страны все же не отважились дать однозначную оценку значения этого для Украины в целом. Правда, представитель General Motors С. Щербина отметил, что «отсутствие конкуренции и введение любых льгот всегда плохо отражается на рыночной ситуации и, в конечном итоге, на потребителе».
КСТАТИ
Государственный пакет акций ОАО «АвтоЗАЗ» в размере 81,59% выставляется на продажу по стартовой цене 77 млн. грн. ($14,5 млн.) По всей видимости, возможное принятие нового протекционистского закона для «АвтоЗАЗ-Daewoo» должно помочь государству «сбыть с рук» акции «залежалого» СП, считает интернет- газета UA-TODAY.