Керченский пролив опять принес морякам Украины нежелательный сюрприз. Еще и доныне — сегодня уже седьмой день! — в южной части Азовского моря продолжается поиск восьми исчезнувших членов экипажа болгарского сухогрузного судна «Ванесса», которое направлялось из Бердянска в Болгарию с грузом трех тысяч тонн металлолома, и 3 января пострадало вследствие шторма, было разрушено и утонуло практически на входе в Керченский пролив. Все эти дни, в ненастье, днем и ночью поиски ведутся усилиями приблизительно ста людей на 10—20 автомобилях на всем северном побережье Крыма. Уже тщательно обследовано около 200 километров побережья северной части Керченского полуострова, от Керчи и вплоть до Арабатской стрелки, однако судьба восьми болгарских моряков и одного украинского лоцмана, который прибыл на судно для того, чтобы провести его по Керченскому проливу, неизвестна. На момент катастрофы всего на борту «Ванессы» находилось 10 членов экипажа и украинской лоцман. После катастрофы спасателям удалось поднять из воды одного моряка, которого вернули к жизни. Им оказался второй механик судна Николай Демитров. С сильным обморожением он был доставлен в больницу. Над Азовом в эти дни и ночи температура воздуха опускалась до 15—20 градусов мороза, скорость ветра достигала 20 метров в секунду. С воды спасателям удалось также поднять еще два тела без признаков жизни — это помощник капитана Петко Мочев и старший механик Георгий Желев. Судьба остальных людей, которые находились на судне, до сих пор неизвестна. Поисковые группы в обследованных районах нашли два спасательных надувных плота, один из которых, хотя и принадлежал сухогрузу «Ванесса», оказался пустым, второй был совсем с другого судна.
Воздушная разведка Азовского моря и местности Керченского полуострова осуществлялась вертолетом Ми-8 МЧС Украины и самолетом АН-26 Государственной пограничной службы Украины. Как информирует пресс-служба МЧС Украины, в частности, авиацией обследовано 5250 квадратных километров акватории. В готовности к поисковым работам находятся морские буксиры «Витязь» и «Нептуния» Керченского морского торгового порта.
Координировать поиски пострадавших Президент Украины Виктор Ющенко поручил премьер-министру Украины Юлии Тимошенко. По ее распоряжению создана межведомственная комиссия по поискам, которую возглавляет министр транспорта Украины Иосиф Винский, в которую входит также председатель Совета Министров Крыма Виктор Плакида, а также штаб по ликвидации чрезвычайной ситуации. В МЧС Украины на базе Главного управления в Крыму на протяжении суток работает оперативная группа. Кроме того, к поискам привлекались работники, силы и средства МЧС из Херсонской области для поисковых работ по косе Арабатская стрелка до мыса Валок, в частности — на косе Бирючий остров. Однако ни одни поиски пока не дали результатов.
Редакция нашей газеты может абсолютно точно заявить, что если бы все работники морского транспорта Украины прислушивались к выводам дискуссии за круглым столом «Дня» (см. № 210, 211 за 1— 4 декабря 2007 года, «Как Украине идти «против шторма»? После катастрофы в Керченский проливе эксперты «Дня» за круглым столом в редакции разработали рекомендации для перестройки экологической сферы страны), то фактически январского повторения ноябрьской катастрофы в Керченский проливе могло бы и не быть. Председатель межведомственной комиссии министр транспорта Украины Иосиф Винский заявил, что причиной катастрофы с сухогрузом «Ванесса» стала небрежность владельца болгарского судна, который в погоне за прибылями, невзирая на двойное штормовое предупреждение украинских метеослужб, заставил капитана выйти в штормовое море. В результате, как и 11 ноября, ночью 3 января снова произошла трагедия: волнами высотой в четыре метра корпус и надстройки судна были разрушены, теплоход накренился на левый борт на 10 градусов, штормовым ветром на нем сорвало 70 метров фальшборта, воздушные «гуси» второго и третьего балластных танков — и судно затонуло. Экологической катастрофы не произошло только потому, что «Ванесса» не танкер, а сухогруз, и перевозила не нефтепродукты, а металлолом, который более безопасный и не приводит к загрязнению морской среды. Вместе с тем замалчивается ситуация с состоянием топлива на судне, ведь на нем должно быть несколько тонн легких нефтепродуктов, которых должно хватать для путешествия как минимум в Болгарию через все Черное море. По всей вероятности, что оно может вытекать из танкеров судна и загрязнять акваторию Азовского моря на входе в Керченский пролив.
Более того, и эта катастрофа снова повела к значительным человеческим жертвам, в том числе, по всей вероятности, к гибели украинского лоцмана, который должен был предоставить капитану помощь по проводке судна по Керчь — Еникальскому каналу. Почему же опыт катастрофы 11 ноября прошлого года ничему не научил нас?
КОММЕНТАРИЙ
Виктор МУСИЯНЕНКО , заместитель председателя Крымского регионального отделения Партии Зеленых Украины:
Экологические службы Крыма очень обеспокоены тем молчанием, которое существует вокруг затонувшей «Ванессы». Во-первых, сам этот случай фактически повторной катастрофы свидетельствует, что события 11 ноября 2007 года совсем не стали уроком для транспортных организаций Украины. Во-вторых, комментарий министра транспорта Украины Иосифа Винского по поводу того, что виноват владелец судна, якобы «вытолкавший» «Ванессу» в море, не выдерживает критики. Полный хозяин положения на судне, согласно законодательству, его капитан, который сам решает выходить в море или оставаться в порту, а потому и на нем лежит значительная доля вины за катастрофу. В-третьих, надо сказать, что разделить ее должны и портовые службы Бердянска, которые некорректно повели себя по отношению к команде судна и не порекомендовали капитану «Ванессы» лучший выход из ситуации, чем выход в штормовое море. В-четвертых, на затонувшем судне безусловно находятся десятки тонн топлива, которое в любой момент может попасть в воду и представляет угрозу экологии моря. Задача спасательных и экологических служб состоит в том, чтобы блокировать возможный выброс нефтепродуктов или в срочном порядке организовать откачку топлива с танков судна, пока оно не попало в море. Однако все эти проблемы решили, как видно, просто замолчать...