Ключевое политическое событие этой недели — принятие программы правительства и «технология» этого действия. Кроме достаточно неприглядных черт украинской политики, о которых и так все знали, ситуация вокруг программы вновь поставила вопрос об оппозиции. Говорить о наличии в стране оппозиции становится все более неловко: если она голосует за два главных документа власти — бюджет и программу правительства — в обмен на нечто... Предлагаем три мнения по этому поводу (на 1-й и 4-й стр.).
В течение одного апрельского дня украинцы обрели новую «формулу перспективы» в виде утвержденной правительственной программы и одновременно — потеряли даже ту относительную политическую стабильность, которая сохранялась в парламенте и в «большой политике» до голосования по проекту закона о выборах. И это совпадение символично. В украинской политике расколы и конфликты продуцируются как раз по критерию «войн за будущее» (причем — в буквальном, личностном измерении), а вовсе не по идеологическим соображениям. Учитывая, что политические события давно уже приобрели характер постановки, реализующейся посредством СМИ, будет вполне оправданно, если автор позволит себе говорить о политиках как о «них».
О СТРАХЕ
В политических кулуарах после бурных событий четверга (17 апреля) неоднократно приходилось слышать следующую версию от представителей парламентского «большинства»: «За закон о выборах нельзя голосовать по той простой причине, что в случае его принятия «Наша Украина» блокирует все остальные изменения, связанные с политической реформой, и после победы Ющенко на президентских выборах эта реформа будет остановлена». Обращают на себя внимание сразу два аспекта — откровенное побаивание лидера «Нашей Украины» как будущего кандидата в президенты и при этом — изначальный допуск «кидка».
Но парадокс ситуации состоит в том, что и участники так называемой «оппозиции» тоже постоянно готовятся к «большому обману». Достаточно вспомнить многочисленные заявления ее лидеров о том, что президентские инициативы о политреформе — лишь для отвода глаз, и что именно принятие закона о выборах может послужить главной «материальной» гарантией неизбежности этой реформы.
Они не верят друг другу и боятся друг друга. Состояние страха толкает их на неполитические формы договоренностей. В Украине правит бал «византийская политика» — личные гарантии и обещания, «дипломатия мужских поцелуев». Боятся они потому, что не знают, какая именно договоренность будет соблюдена, а какая — нет. А ведь именно от этого зависят их политические судьбы. Об этих договоренностях невозможно «рассказать», о них можно лишь сообщать по факту произошедшего. И в этом — вся порочность и противоречивость украинского «византизма».
О ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ
Они очень зависимы друг от друга. Их бизнес и деловые связи настолько переплетены, а политические проекты — настолько зависимы от хитросплетений спонсорства, что в результате была порождена система зависимости личной судьбы от политических кулуаров. Обратная сторона медали: никакая публичная платформа или создание политического блока не могут быть для них убедительной гарантией будущего. А раз так, то вместо долгосрочных политических проектов мы были свидетелями или временных (образец — блок «За Единую Украину»), или аморфных (образец — «Наша Украина») образований.
Временность и неустойчивость публичной сферы и одновременно — бурная жизнь политических кулуаров, где решались личные судьбы многих политиков и целых проектов, произвели новую ситуацию. Ее суть — непрозрачность, запутанность и фактическая бесконтрольность реального политического процесса, сконцентрированного в кулуарах. И не стоит в этом плане демонизировать Президента — он тоже уже многого не знает и на многое не в состоянии повлиять.
О ПРЕОДОЛЕНИИ
Феноменальность ситуации, связанной с провалом голосования по закону о выборах, состоит вовсе не в срыве неких «достигнутых договоренностей». Нарушение кулуарных гарантий, политические «кидки» и обыгрышы давно уже стали нормой жизни украинской политики. Но в данном случае важным является то, что все без исключения победители и побежденные убедились: сохранять формат «византизма» становится уже просто опасно.
Возможно, данная ситуация станет той последней каплей, которая вынудит подавляющую часть действующих политиков определиться не только личностно, но и публично, политически. Что это означает? Это означает, что в составе «большинства» развернется сложный процесс выработки общей политической позиции (платформы etc.), и не исключено, что в итоге это повлияет и на его состав. Это значит, что и оппозиция будет вынуждена завершить внутренние «разборки» по поводу того, где они «играют» вместе, а где — врозь. Публичность и политическая определенность могут стать единственной соломинкой, которая их спасет от противоречий и нагромождений «византизма».
ПРОГНОЗ
Возможно, уже осенью мы станем свидетелями качественно новой ситуации в парламенте и вокруг него, когда вместо «тусовок» и технических объединений а la «большинство» будет создано несколько публичных политических альянсов, с понятной программой действий, заявленной платформой и набором лидеров. Такое выведение политики из «тени» — не менее важная проблема, чем заявленная реформа политической системы.