Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бегом в будущее

Почему стоит побывать на фестивале ГОГОЛЬFEST
6 сентября, 2010 - 19:10
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Мы уже давно лениво и равнодушно относимся ко всякого рода политическим акциям, устроители которых пытаются сделать центром их (по старой памяти) Майдан. А вот фестивалю ГОГОЛЬFEST, в минувшую субботу открывшемуся там, удалось собрать рекордное количество зрителей. То ли парадоксальность личности гениального классика тому виной, то ли перфоманс Multivеrse легендарного испанского театра La Fura dels Baus, участника открытия Олимпиады в Барселоне, и ЦСМ «Дах». Осуществлению этого проекта всячески способствовало Посольство Испании в Украине.

Величественное представление, главным фоном которого стало сердце Киева, по мнению постановщиков, должно было показать причудливую многогранность Космоса в единой композиции. Название этого проекта можно условно перевести как «Вселенская множественность». Было много музыки, специально написанной для этого действа Микки Эстума и коллективом «ДахаБраха», ошеломляющие световые и видеоэффекты, много машинерии и стараний около сотни актеров-участников.

Завершилось все ошеломляющим фейерверком, играющим всеми цветами радуги,ежесекундно меняющим выражение лица Николая Васильевича Гоголя, портрет которого вознесся над Майданом в финале.

ГОГОЛЬFEST как фестиваль современного искусства родился четыре года назад, накануне торжеств по случаю юбилею одного из самых парадоксальных творцов слова — Гоголя. Его идеологом стал руководитель ЦСИ «Дах» Владислав Троицкий, который для «поддержания фестивального огня» сделал немало. Почти невероятно, что фестиваль продолжает свою жизнь в наше непростое время, не получив от государства ни благословения, ни финансовой поддержки.

— В этом году, — сказал Владислав Троицкий накануне открытия, — фестиваль ожидает рождение. Ребенок, зачатый в лоне Арсенала, выйдет в открытый мир. Мы надеемся, что воздух новой действительности войдет в его легкие, развернет их — и он закричит. Наверное, это были искусственные роды, но ребеночек оказался живучий и продолжает развиваться. Возможно, он не такой красивенький, пухленький и розовенький, каким должен был быть при естественных родах, обретя свой дом, свою семью, друзей и крестных родителей. Тем не менее, спасибо Арсеналу, в чьих стенах началась его жизнь. Спасибо Арсеналу за наше рождение — благодаря ему в этом году мы поняли, что существование ГОГОЛЬFESTа не зависит ни от чего. Потому что это наш выбор, наш жест жизни, воля к жизни. И мы принимаем неизвестность, потому что выход в неизвестность — основа жизни. Наше дитя ждут дороги и странствия. В безвременье категория пути — это то, что остается. Она остается, когда исчезает все и мир погружается в хаос.

На следующий после открытия день начались фестивальные будни, насыщенные разнообразной программой, которые продлятся по 12 сентября. В нее входят театр и музыка, визуальное искусство, литература и кино.

Один из самых мощных сегментов программы — современный театр, представленный 17-тью спектаклями, привезенными со всех концов Украины. Это особенно приятно, т.к. мы много и часто говорим об упадке национального театра, не замечая или не зная о том, что делается у нас под носом.

Открыл театральную программу спектакль львовского театра «Воскресіння» в постановке руководителя театра Ярослава Федоришина. Эти уличные импровизации на тему «Вишневого сада» А. Чехова уже получили не один приз на самих престижных театральных смотрах, включая Чеховский фестиваль в Москве, а впереди у него — гастроли в 30-ти странах.

— Чехов — мировой автор. Он имеет двойное, даже тройное дно. В его пьесах можно много фантазировать и говорить о прошлом и настоящем времени — всегда предостаточно материала для нестандартного решения, — говорит о своей работе Ярослав Федоришин. — В этом спектакле меня привлекает время, которое мимолетно проходит, как вишневый цвет: начинается жизнь с приездом и заканчивается с отъездом. Я хотел обратить внимание на то, что герои спектакля, да и все люди вообще, живут в прошлом или будущем и никогда не задумываются о сегодняшнем дне, о нашем «сейчас».

А еще театралы увидят спектакль Львовского театра им. Леся Курбаса «Король Лир» в постановке Овлякули Ходжакули — удивительное каприччио на тему шекспировской трагедии, сочетающее философскую мудрость Востока и актерскую экспрессию Запада. Студия «Парис» покажет моноспектакль «Исмена» Яниса Рицоса — историю гибели одного семейства. «Облом off» по пьесе Михаила Угарова в постановке Николая Осипова, уже получивший «Золотой венец», повествует о всеобщем равнодушии и неумении слышать и слушать друг друга. Ивано-франковский музыкально-драматический театр представит свое видение знаменитой «Сладкой Даруси» Марии Матиос в постановке Р. Держипильского. Короче, есть на что посмотреть и есть над чем поразмышлять.

В кинопрограмме ГОГОЛЬFESTа можно будет увидеть белорусскую анимацию — от классика Михаила Тумели до никому пока неизвестных дебютантов, «поиски жанра» «Синефантома», начатого знаменитым московским парадоксалистом Борисом Юханановым, программу Марка Мерсье Instants video, осваивающую движения тел и звуков, а ученики школы фотографии им. Родченко представят свою дипломную работу — полнометражный видеофильм «Путь Самоделкина».

В программе много еще разнообразных находок устроителей в области современного искусства, которые, конечно, стоит посмотреть. Главное — не принимать все на веру, а помнить слова Хемингуэя о том, что таланты и гении отличаются от простых ремесленников тем, что быстро осваивают  все то, что человечество создало до них за много веков, а потом идут дальше, создавая на мощной основе культуры свое, новое.

Светлана АГРЕСТ-КОРОТКОВА, специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ