Информация о том, что российские нефтяные компании после Нового года прекратили поставки углеводородов в Беларусь (у местных государственных нефтеперерабатывающих заводов запасов сырья хватит лишь на месяц), казалось бы, имеет отношение к Украине в основном опосредованно. Вместе с тем, она убедительно показывает, что власти соседнего с нами колосса на нефтяных и газовых ногах, защищая свои интересы, легко и просто пренебрегают жизненными потребностями своих контрагентов, находящихся с ними в более чем дружеских отношениях. Больше того, мы это и сами проходили в начале 2009 года, когда Украине закрыли газовые задвижки.
Нынешняя ситуация в Беларуси такова. Российская нефть «зависла» в трубах из-за того, что стороны не могут договориться о новых ценах. Компании-поставщики в ответ на повышение Минском с 1 февраля на 12,5% пошлины на транзит пытаются повысить цену нефти на 45 долл. за тонну. В Минске возражают: напоминают, что ранее уже согласовали с Россией тариф 2011 года. И действительно, в конце 2010 года стороны договорились, что Россия (крупнейшие поставщики — «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «Роснефть») будет экспортировать в Беларусь нефть без пошлин. Взамен Минск пообещал отдавать в российский бюджет все пошлины от экспорта нефтепродуктов из российского сырья. В России подсчитали, что потеряют от такого размена 5,3 миллиарда долл. за год. Нефтяной конфликт между участниками Союзного государства становится перманентным.
Но Украине по этому поводу не приходится злорадствовать, поскольку и наши нефтяные дела не блещут, хотя поставки уже давно диверсифицированы. На прошлой неделе Антимонопольный комитет возбудил дело по факту резкого повышения цен на бензин марок А-95 и А-92 основными операторами рынка.
«По предварительной информации, такие предприятия, как Окко-Нефтепродукт, Континент Нефте Трейд (бренд WOG), Альянс Холдинг (Shell), Лукойл-Украина и ТНК-ВР Коммерс были лидерами повышения цен на бензины», — говорится в сообщении АМК. Комитет обещает, что в ходе расследования особое внимание будет уделено формированию всей цепи расходов, влияющих на стоимость топлива, учитывая при этом цены на остатки нефтепродуктов. Он также проверит влияние на формирование стоимости горючего увеличения акцизного сбора (на 37,9% до 182 евро/тонна), введенного новым Налоговым кодексом.
Странно, что в АМК только сейчас задумались над влиянием акцизного сбора на цену нефтепродуктов. А куда смотрели раньше, когда Кодекс был в процессе «всенародного» обсуждения, в том числе и на так называемом налоговом Майдане? Между тем аналитики Open Knowledge считают, что повышение акциза и снятие жестких ограничений на ценовую политику АЗС приведут к бензиновому хаосу в Украине. В компании прогнозируют, что до конца года бензин подорожает как минимум на 10—15% в гривневом эквиваленте.
Такая угроза правительством воспринимается. Не случайно в нем даже образовались две противостоящие лоббистские группы, которые спорят из-за введения в стране пошлин на импортные нефтепродукты. В Минфине и Минэкономики уверены, что такие пошлины негативно повлияют на рынок страны, сократят импорт топлив, снизят налоговые поступления в госбюджет. В частности, Минфин пугает новой дырой в бюджете (13 млрд. грн.). А Минэкономики (нужно отдать должное его принципиальности и даже смелости!) называет причиной роста импорта нефтепродуктов в 2010 году их ввоз одним импортером — компанией «Ливела». Она, в отличие от других импортеров, ввозит в страну нефтепродукты без уплаты акциза и НДС. На долю «Ливелы», по данным Минэкономики, приходится 27% всего ввезенного бензина и 28% — дизтоплива, но цена на них не снижается, а растет. (Странно, что по этому поводу до сих пор не проведено никакого расследования).
Подход этих двух министерств поддерживают крупные сети автозаправок, импортирующие нефтепродукты. Их владельцы выступают против пошлин, считая, что они приведут к монополизации рынка украинскими НПЗ, а также к резкому росту цен на нефтепродукты (до 10 грн./л на бензин А-95 и до 9 грн./л на дизтопливо при текущем уровне мировых цен на нефть).
Диаметрально противоположную позицию занимает Минэнергоугля, опирающееся на поддержку украинских НПЗ, а вернее, лоббирующее интересы их хозяев. Они надеются, что пошлины не только защитят рынок от импорта, но и позволят увеличить переработку нефтяного сырья и провести модернизацию заводов. То есть, модернизация этих в принципе небедных предприятий будет проводиться за счет потребителей — пассажиров маршруток и дизельпоездов, а также за счет неминуемого подорожания, вслед за бензином и дизельным топливом, также хлеба и других продуктов питания...
Между тем одним из действенных украинских факторов, позитивно влияющих на цену нефтепродуктов в Украине, мог бы стать нефтепровод Одесса-Броды. И в этом белорусско-российский ценовой конфликт мог бы быть нам на руку, ведь Беларусь намерена транспортировать по этому украинскому маршруту до 4 миллионов тонн нефти из Венесуэлы. Если добавить давно обещанную азербайджанскую нефть, необходимую и украинским НПЗ, и Европе, то нефтепровод можно было бы загрузить и окончательно перевести в аверсный режим. Но пока загвоздка, по-видимому, в том же тарифе на прокачку и в переговорах, которые, вопреки обещаниям, никак не завершатся. Думается, что Украина могла бы занимать на них принципиальную, но все же более гибкую позицию. Ведь на кон поставлен, по сути, первый и уже наполовину реализованный национальный проект — нефтепровод Одесса-Броды, а главное — возможность его использования для создания транспортного маршрута Черное море — Балтийское море путем продления нефтепровода в направлении Плоцка и Гданьска (Польша). Мелькало уже и сообщение, что это планируется сделать в 2011 году. Мы говорим: прочь суеверия. Но все же стучим по дереву...