Вчера сотни людей собрались на улицах Шарм-эль-Шейха, дабы почтить память жертв взрывов. По последним данным, теракты на этом египетском курорте унесли жизни 63-х человек. Для еще 66-ти отдых закончился в больнице. В целом же, по оценкам министерства здравоохранения Египта, в результате прогремев ших в субботу ночью взрывов были ранены 139 человек. Среди них, напомним, есть и украинка. Правда, о ней нынче известно лишь то, что она прооперирована египетскими врачами. Ни турфирма, предоставившая ей путевку, ни страховая компания, которая выдавала полис, пока не афишируются.
Впрочем, инциденты, подобные египетскому (а они, увы, в последнее время происходят все чаще), в гарантиях страхового полиса отсутствуют. В данном случае все медицинские издержки должна взять на себя пострадавшая страна. Страховка же, которую, как правило, выдает вместе со всеми прочими документами туроператор, сможет «сработать» далеко не всегда. При этом на нее приходится до 8% от стоимости тура.
«Близкие отношения» страховых и туристических компаний начались с уточнения в Законе «О туризме». В поправке значилось, что «внешний» турист, путешествующий по путевке, должен в обязательном порядке иметь при себе «медицинский» полис. Посмотрели на Запад, приняли к сведению рекомендации Всемирной туристической организации и отечественных специалистов. В итоге страховщики разработали свой продукт, который покрывает все ургентные случаи — то есть, когда существует угроза для жизни и требуется неотложная помощь врача. Иными словами, и аппендицит, и сердечный приступ, и острое отравление, и даже мучительная зубная боль могут быть страховым случаем. Зато лечение психических, онкологических, гинекологических, урологических и венерических болезней — никогда. Равно как и ни одна страховая компания не возьмется покрывать затраты на лечение СПИДа, аборт, пластические операции и — внимание! — столь характерные для курортов солнечные ожоги. Словом, все условия медицинского страхования туристов у нас вроде как соответствуют западным. Только вот вопрос: почему же больше всего жалоб на страховые компании именно от тех, кто выезжал за рубеж?
Начнем с того, что во многом виноваты сами туристы. Был, например, случай, когда на турецком курорте у 40-летнего мужчины случился сильный приступ боли в спине. Ситуация вроде как под страховой случай подпадает, посему он тут же обратился к отельному врачу. Нет, тот ему, конечно, в помощи не отказал. Но затребовал за укол обезболивающего «всего» 300 долларов. Больной, не раздумывая, выложил требуемую сумму — мол, как-никак застрахован, а значит, по возвращении в Украину затраты компенсируют. Но страховики сказали категорическое «нет». А все потому, что их клиент не позвонил по указанному в полисе телефону и не получил помощь от клиники, с которой у них подписан договор.
Или еще одна ситуация. Как рассказывает сотрудник одной из страховых компаний, из тех семи украинцев, которые пострадали в результате прошлогоднего взрыва в отеле Турции, пятеро были клиентами именно их фирмы. Так вот, пострадавшие почему-то решили, что страховики им обязаны, помимо медицинской помощи, выплатить еще и компенсацию за моральный ущерб. Хотя ничего подобного в договоре не значилось.
Вообще же Турция, Египет и Болгария считаются у страховиков самыми опасными точками. Во-первых, взрывы, теракты, землетрясения. Во-вторых, именно в этих странах чаще всего отдыхают дети, а значит ОРВИ, отравления и травмы становятся привычным явлением: сказывается перемена климата и пищи, а также «пересиживание» возле кондиционера. Но в то же время, сегодня страховые компании не имеют возможности разработать для этих стран свои специфические полисы. Заложить в них подобные риски означает увеличить стоимость. А с учетом того, что в Турцию, Египет и Болгарию едут люди преимущественно со средним достатком, тариф в данном случае имеет большое значение. От подорожавшего за счет медицинской страховки тура в первую очередь откажутся турфирмы, знающие о предпочтениях украинцев. А если вспомнить, что традиции страхования у нас и так не очень-то развиты, шансы на успех сводятся к нулю.
Между тем, в реорганизованной Государственной туристической администрации работу страховиков с туристами оценивают не на «пятерку». По мнению директора центра туристической информации Владимира Царука, компаниям стоило бы все же повнимательнее относиться к разработке продукта. К примеру, если, турист едет на горнолыжный курорт, то все, ч то касается травматизма, должно быть расписано до мелочей. Более того, в этом случае было бы неплохо включить в страховку и не только ургентные случаи. Также, убежден В. Царук, есть пробелы в работе туроператоров. Почему-то они продолжают воспринимать медицинскую страховку в качестве эдакой нагрузки. В то время как именно их задача обеспечить туристу комфортный отдых, а значит, и объяснить: «что», «когда» и «почему».