Там, где собираются хотя бы трое женщин, причем даже из семей среднего достатка, разговор обязательно заходит о ценах. Шутка ли, сало — некогда главный продукт питания украинцев, сегодня уже не пользующийся столь большим спросом, подскочило в цене до 70 гривен за килограмм. И это в условиях, когда новые газовые цены еще практически не введены в действие и влияют только на ожидания. Люди не скрывают возмущения и тут же начинают перебирать возможных будущих руководителей страны. К сожалению, по мнению многих, — голосовать не за кого.
Естественно, само украинское руководство также обеспокоено инфляционными тенденциями нынешнего года. На днях Президент Украины Виктор Ющенко сказал: «Инфляция — это фактор, который всегда будет. Вопрос в том, какая инфляция. Когда мы говорим о показателях, достигнутых в январе- феврале, эти показатели обязывают правительство сформировать новый бюджет, защитить те слои населения, которые пострадали от такой инфляционной составляющей, — сказал Президент и добавил: — Почему за два месяца выбрано 60% годовой инфляции? Кто не сработал, кто виноват в этом? Ведь речь идет о том, что обмануты десятки миллионов людей».
Неприятные оценки прозвучали на днях и из Национального банка. Начальник отдела макроэкономического анализа и прогнозирования НБУ Инна Спивак поясняет, что в структуре бюджетных расходов этого года выросла доля текущих расходов, что усиливает инфляционное давление. «Именно этот фактор несет в себе большие риски, поскольку эти средства будут вынесены на внутренний рынок и будут раскручивать инфляционную спираль», — подчеркивает начальник отдела НБУ.
Инфляционными картами традиционно играет любая украинская оппозиция. В свое время этим активно занимался нынешний министр финансов Виктор Пинзеник, сейчас ему в этом вопросе противостоит оппозиционное правительство Виктора Януковича. «Прошло три месяца, и мы видим в стране инфляцию на уровне 5,7% — это самый большой показатель за последние восемь лет. Что мы можем ожидать в дальнейшем? Разные эксперты говорят о 20—30% по итогам года», — сказал экс-премьер на заседании оппозиционного правительства, посвященного анализу деятельности нынешнего Кабмина за 100 дней. «Окончился первый квартал, а мы изменений в бюджет не видим. Где они, где рассмотрение «Украинского прорыва?» — негодует теневой премьер. При этом он также сообщил, что, по его данным, за последнее время ВВП сократился почти на 3%, промышленное производство — почти в два раза, стоимость услуг повысилась на 15— 20%, продуктов на — 30—35%.
Не слишком радостную ценовую картину рисуют и правительственные структуры. Как сообщается на веб-сайте Минэкономики, прогноз инфляции в 2008 году (декабрь к декабрю) в марте наконец ухудшен до 14,1% с 9,8% в октябре. Но действующий госбюджет Украины на 2008 год основан именно на прогнозе инфляции в 9,6% (рост реального ВВП — 6,8%). Следовательно, бюджет нужно изменять. Однако правительство с этим, несмотря на подсказки Президента, не торопится. «Нет никакого смысла, не приняв программу действий правительства «Украинский прорыв», не утвердив главной концептуальной вещи в программе — нет необходимости сейчас разрушать бюджет», — сказала премьер-министр Юлия Тимошенко, косвенно подтверждая, что ее правительство обратилось с просьбой перенести рассмотрение изменений в госбюджет на 21 апреля. Она отметила, что правительство разрабатывает изменения и дополнения в госбюджет, а также новые расчеты макропоказателей. «Мы ждем, пока у парламента все-таки дойдут руки принять программу действий правительства «Украинский прорыв», которая закладывает серьезные концептуальные изменения и реформы, под которые можно делать изменения в государственном бюджете», — подчеркнула она. Правда, не исключено, что у правительства несколько другая цель — получить, после принятия программы, гарантии работы на протяжении года, несмотря на достигнутый результат.
У оппозиции на этот счет свое мнение. Министр экономики оппозиционного правительства и замглавы парламентского комитета экономической политики Ирина Акимова объясняет: «Это свидетельствует об отсутствии четкого представления внутри коалиции о необходимых поправках, нечетких договоренностей,.. в большом количестве дополнительных социальных инициатив как со стороны Президента, так и правительства. Во- вторых, как я понимаю, нет согласованностей по корректировке прогнозного уровня инфляции, — господин Пинзеник, несмотря на то, что говорит о том, что инфляцию по итогам года можно удержать на уровне ниже 10%, может быть, и сам как эксперт такой точки зрения не придерживается». Акимова называет «безответственным» затягивание пересмотра бюджета. Ранее, в интервью «Дню», народный депутат подчеркивала, что «у этого дела (внесения изменений в бюджет. — Авт.) есть еще социальный аспект. В случае, если номинальный показатель инфляции не пересматривается в сторону повышения, то нет необходимости пересматривать и, например, прожиточный минимум... Если не пересматривать этот прогноз, то не нужно и привязанные к нему выплаты увеличивать. А это, в частности, минимальная пенсия».