Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Блочное строительство: торги продолжаются

Курс — на самоликвидацию партии
11 декабря, 2001 - 00:00


По неофициальным данным, распределение квот в блоке «Наша Украина» может выглядеть следующим образом: УНР, НРУ и ПРП получат по 15% мест в списке блока, 29% зарезервирует лидер «НУ» Виктор Ющенко, по 6% будут иметь «Солидарность» и Либеральная партия, и по 1% — остальные 14 участников блока (как реальных, так и потенциальных). Тем не менее, как неоднократно говорили ранее и заявили журналистам на своих партийных съездах в субботу лидеры обоих Рухов, 20% списка — это «тот минимум, на который согласились — их партии», учитывая результаты предыдущих выборов. Подобные разночтения наводят на мысль, что торги «нашеукраинцев» за места в списке блока, несмотря на их попытки демонстрировать единство, все еще продолжаются.


На 12 всеукраинском съезде Народного Руха Украины предусматривалось принять ряд важных решений — во-первых, окончательно подтвердить намерение партии идти на выборы в составе блока «Наша Украина»; во- вторых, утвердить партийный список и определить кандидатов в депутаты в одномандатных округах и в-третьих, исключить из своих рядов бывшего руководителя аппарата партии Сергея Конева. Последнее в программе съезда звучало все же мягче — «О Постановлении Центрального Провода НРУ относительно С. Конева», но сомнений относительно того, как именно «руховцы» собираются действовать по отношению к лидеру Днепропетровской краевой организации, не было ни у кого. Даже не принимая во внимание риск, что за С. Коневим из партии Удовенко в блок Руха пойдет еще ряд недовольных сегодняшней политикой партии.

Руховские романтики прогнозировали также, что съезд примет еще одно, не запланированное решение, — об отставке Геннадия Удовенко с должности лидера партии («День» №224 публиковал интервью с Романом Василишиним, который распространил в СМИ соответствующее обращение к «руховцам»). Однако ничего подобного не произошло. Комментируя в интервью журналистам заявление Р.Василишина, Г. Удовенко назвал его «идеологом Конева» и сообщил, что уже в пятницу «Центральный Провод рекомендовал съезду вывести Василишина из ЦП и Политсовета» с возможностью остаться в партии. Такое же решение было принято и относительно участия в НРУ бывшего пресс-секретаря Руха Дмитрия Понамарчука. Сергей Конев, отвечая на вопрос корреспондента «Дня», высказал убеждение, что Роман Василишин «будет руководителем избирательной кампании блока «Народный Рух Украины». По словам Конева, во вторник, т.е. сегодня, Василишин должен дать ответ на официальное предложение блока «НРУ». По мнению Конева, случай с Василишиним — «это наглядная иллюстрация того, во что превратил Удовенко сегодняшнюю партию. Тот, кто имеет свое мнение и не смирился с ролью стада баранов, пойдут на выборы под знаменем Руха Чорновила» (блока «НРУ». — Авт.)Возвращаясь к вопросу съезда, следует отметить, что против образования блока в составе НРУ, УНР, ПРП, Украинской партии «Солидарность» (о выходе которой из состава Партии регионов пока что публично не заявлялось), Христианского народного союза, КУНа, Республиканской христианской партии, партии «Вперед, Украина!», «Молодежной партии Украины» и «Либеральной партии Украины» голосовало всего 2 члена НРУ (9 воздержалось). Менее единодушным (против — 18, воздержалось 10 делегатов съезда) было голосование за утверждение партийного списка.

На самом деле, атмосферу единства и святости, даже не принимая во внимание присутствие Патриарха Филарета, в помещении бывшей Центральной Рады (ныне — Дом учителя) создать не удалось. Лидер партии Геннадий Удовенко тихим, и как будто виноватым голосом зачитал список из 48 кандидатур, проходные места которого были якобы списаны со списка фракции НРУ в Верховной Раде, а непроходные «неруховцу» ни о чем не говорили. За список голосовали дважды: первый раз — как за основу, и второй — после длинных дебатов, во время которых несколько членов НРУ, возмущенные выделенными им местами, сняли свои кандидатуры. В результате в первую пятерку избирательного списка вошли Г.Удовенко, председатель аппарата Верховной Рады Вячеслав Коваль, народные депутаты Лесь Танюк, Лилия Григорович и Юрий Ключковский. Кандидатуры еще двух народных депутатов — Александра Лавриновича и Рефата Чубарова — съезд решил просить Виктора Ющенко включить в свой список (Ющенко, как лидер блока, по предыдущим договоренностям, имеет по различным сведениям 20 — 30% квоты).


Еще более драматичным было так называемое «голосование по Коневу». За несколько часов до этого Геннадий Удовенко в интервью журналистам сообщил, что «Конева следует наказать», в первую очередь, за то, что «он развалил Днепропетровскую организацию партии — 12 руководителей районных организаций в Днепропетровской области перешли за Коневым в другую партию». Удовенко также сказал, что Конев — «активный сторонник того, чтобы Рух шел на выборы самостоятельно. А это противоречит сегодняшней философии Руха». Сам Сергей Конев в интервью «Дню» сказал, что для него«конкретный статистический результат уже не имеет смысла», потому что «определились позиции: Рухи Удовенко и Костенко отрекаются и от своего названия, и от наследия». По словам бывшего лидера Днепропетровской организации НРУ, после съезда «начнется процесс отхода части НРУ в блок «Народный Рух Украины», позже к блоку присоединятся еще и те руководители руховских ячеек, которые надеются, что они будут в проходной части».

Во время пресс-конференции, отвечая на вопрос корреспондента «Дня», Г. Удовенко сказал, что съезд обязательно предоставит слово С. Коневу для разъяснения своей позиции. Буквально за несколько минут после такого обещания съезд (хотя и в отсутствии лидера партии) принял решение не предоставлять С. Коневу слова. В знак протеста члены днепропетровской делегации оставили зал. А съезд проголосовал за исключение Конева из Народного Руха Украины. Напомним, что Сергей Конев был сторонником того, чтобы Рух (объединенный или нет) шел на выборы самостоятельно, поскольку иначе он рискует исчезнуть с политического поля Украины как отдельная партия. Но, похоже, сегодняшние руководители партии Удовенко обменяли гарантированное место в ВР на Рух. Более того, они одобрительно отозвались на предложение Виктора Пинзеныка, которое он огласил в своем поздравительном слове, «еще до начала выборов начать процесс объединения партий на базе блока в единую политическую партию». Следовательно, Рух сходит с политической арены.

Наталья ТРОФИМОВА, «День»

«Мода на Тимошенко» прошла

Юрий Костенко в очередной раз продемонстрировал способность забывать прошлое в нужном месте в нужный момент . Всего на съезд приехало 573 делегата. Неожиданностей можно было ожидать только от запланированного переизбрания главы УНР и утверждения предложений относительно включения представителей от УНР в избирательный список «Нашей Украины» (НУ).

Глава УНР Юрий Костенко, в частности, сказал, что среди многих партий Рух ярко выделяется своим политическим лицом и является идеологической партией, которая не создана «под человека» или для обслуживания бизнес-интересов какого-то клана. О когда-то анонсированном союзе с «Батькивщиной» Костенко скромно забыл. «Мы не являемся партией авторитарного вождистского типа, где все работают на лидера, а лидер может самовольно объявлять «мнение партии», — подчеркнул Ю. Костенко. Что же касается выборов 2002 года, то глава УНР заявил, что партия одной из первых осознала необходимость объединения национально-демократических сил Украины в единую избирательную коалицию и именно подписанием декларации об объединении Руха в июне 2001 года они, фактически, положили начало процессу формирования избирательного объединения «Наша Украина». Еще бы, шансов попасть в ВР самостоятельно партия Костенко не имела и не имеет никаких.

Когда же после обеденного перерыва появился Виктор Ющенко, его долгожданное появление сопровождалось бурными аплодисментами. Слухи о том, что лидер «НУ» обязательно почтит их своим присутствием, появились еще до начала съезда. Экс-премьер «выдал» традиционный предвыборный набор: опять же заострил внимание на важности процесса консолидации всех демократических сил Украины и на необходимости создания парламентского большинства в будущей Верховной Раде. Он предупредил о возможной «лавине черного PR-а, дезинформации» и призывал оставить все сомнения относительно избранного пути. В конце выступления лидер «Нашей Украины» добавил, что его не интересует собственное место в списке, а интересует то, в какой стране мы будем жить. Об этом легко говорить, когда у тебя высокий «всенародный» рейтинг и уверенность по поводу своего номера в списке.

Следующим этапом было предание огласке результатов тайного голосования относительно избрания главы УНР. Почти единогласно, с отклонением только в 19 голосов, был переизбран Юрий Костенко. Сомнений в том, что главой партии останется Костенко, практически не было, ведь все предыдущие решения принимались почти единогласно. К тому же в бюллетень для тайного голосования была внесена кандидатура только одного Юрия Ивановича.

Когда дело дошло до утверждения партийного списка, начались сюрпризы. Некоторые делегаты просто «обезумели». Недовольные своим местом в избирательном списке, они начали выбегать к микрофону и выступать с сокрушительной критикой президиума съезда. Ивану Зайцу не дали даже возможности объявить проект списка. Но любые попытки вносить в список уточнения пресекались: мол, это плод компромисса, рассчитанный по хитрой системе, и любые перестановки могут ее разрушить целиком. Зал возмущался: из тех, кого всунули в самый конец списка, двое отказались от такого «почетного» места. Председатель Волынской организации назвал этот список «переворотом руховских жирных котов». Не выдержав таких резких выпадов, безальтернативно избранный лидер УНР заявил, что «не нужно вбивать клин между политической элитой и областными организациями». И прибавил, что всегда выступал за демократические принципы правления в партии, но ни в коем случае не допустит охлократии. Когда же И. Зайцу дали наконец возможность объявить список, то выяснилось, что первую пятерку составляли соответственно Костенко, Заяц, Слободян, Кириленко и Драч. В конце концов, партийный список был утвержден съездом.

Конечно же, главным вопросом, который больше всего интересовал политический бомонд, была проблема квот в списке «НУ». Виктор Ющенко, отвечая на вопрос «Дня», касающийся злосчастных квот, сказал: «7 декабря был подписан меморандум между лидерами партий по распределению квот, который определил принцип их распределения. За его основу были взяты результаты выборов 1998 года плюс небольшие коррекции в связи с переходами депутатов в действующем парламенте, также учитывался уровень влияния на СМИ». Как сообщил «Дню» Юрий Костенко, лидер, два Руха, ПРП и «Солидарность» получат по 20%. Что же касается остальных участников блока Ющенко, то они будут получать места в проходной части «Нашей Украины» по отдельным договоренностям с руководителями или блока, или политических партий. Т.е. квота лидера может быть использована для тех или иных представителей политических партий, так как и квота партий «Солидарность» и ПРП. Таким образом, квоты УНР и НРУ не будут распространяться на других участников блока, и это, по словам Костенко, принципиальная позиция Ющенко. Касаясь темы списка «НУ», лидер УНР отметил, что этот список будет рассматриваться и приниматься на объединительном съезде «НУ», который состоится 12 января. Какой коррекции к тому времени подвергнется «принципиальная позиция» Ющенко — вопрос открытый.



Дмитрий ЖИРЕНКО

Единство сейчас, список — позже

В отличие от руховцев, которым в этот день предстояло решать не очень-то приятные вопросы, аграрии шли на свой IV съезд (совпавший с пятилетием партии) как на праздник. Приподнятое настроение объяснялось и антуражем — корзинами цветов, «живой музыкой» в фойе арендованного АПУ под данное мероприятие столичного Украинского дома, возлегающими на столе президиума пышными караваями на вышитых рушниках и т. д. Форум Аграрной партии почтили своим присутствием глава президентской администрации и — с недавних пор — блока «За единую Украину» Владимир Литвин (Владимир Михайлович зачитал приветствие, адресованное делегатам форума Леонидом Кучмой, а чуть позже делегация Черкасщины одарила его выполненным из зерна портретом Тараса Шевченко и уполномочила передать подарок — булаву — Президенту), а также «второй номер» в списке «За ЕдУ», премьер-министр Анатолий Кинах, министр аграрной политики, руководитель предвыборного штаба АПУ Иван Кириленко, замглавы АП, член политисполкома АПУ Павел Гайдуцкий и другие официальные лица. Присутствовали, разумеется, и представители партий-партнеров по блоку.

В своем докладе со съездовской трибуны лидер Аграрной партии Михаил Гладий к достижениям АПУ скромно отнес, в частности, содействие земельной реформе («Президент и АПУ вернули селянам землю), а к недостаткам — то, что в парламенте аграрное лобби представлено, по сути, одной-единственной Катериной Ващук. Журналисты не могли не отметить и удачное обыгрывание М. Гладием названия предвыборного блока, в число основателей которого входит его партия. «Да, мы за еду — для тех, кому ее не хватает, — заявил докладчик. — Однако нашим оппонентам этого не понять: сытый голодного не разумеет...»

Как и следовало было ожидать, делегаты съезда единодушно поддержали решение о вступлении АПУ в блок «За единую Украину», порекомендовав избрать его лидером Владимира Литвина. Что же касается представительства аграриев в блочном списке, то этот вопрос будет, по словам их лидеров, решаться на втором этапе IV съезда, а также на объединительном форуме блока, намеченном на 15 декабря.

Не обсуждался партийный список и на III съезде партии «Трудовая Украина», прошедшем в минувший уик-энд в Миргороде Полтавской области (поближе к народу?). Правда, по словам лидера «трудовиков» Сергея Тигипко, в его первой пятерке, скорее всего, окажутся сам Тигипко, а также члены политисполкома «ТУ», народные депутаты Игорь Шаров, Андрей Деркач и Дмитрий Табачник. (Кстати, если кандидатура главы одноименной депутатской группы Игоря Шарова особых возражений вызвать не может, то наличие в верхушке списка А. Деркача, имеющего непосредственное отношение к ведущимся ныне в стране так называемым «информационным войнам», свидетельствует либо о потере чувствительности партией ситуации, либо об отсутствии у ее руководителей как четкой однозначной позиции в данном вопросе, так и желания ее определить.)

А журналисты, побывавшие, несмотря на его отдаленность от столицы, в Миргороде, были вознаграждены еще и представившейся им редкой возможностью пообщаться с членом депутатской группы «Трудовая Украина», известным бизнесменом Виктором Пинчуком. В интервью Интерфаксу-Украина он, в частности, сказал, что считает приход к руководству блоком «За ЕдУ» Владимира Литвина «благотворным для политических перспектив этого предвыборного формирования». «Важно, чтобы у этого объединения появилось несколько реальных лидеров, — заметил В. Пинчук. — Например, чтобы Владимир Михайлович стал реальным публичным лидером. Чтобы некоторые лидеры, которые могли бы быть лидерами, не испугались его авторитета, не закрылись, а, напротив, открывались». По словам В. Пинчука, сам он собирается баллотироваться в ВР по Днепропетровскому 26-му округу. Первая же пятерка блочного списка должна, по его мнению, быть не квотной, а формироваться по принципу «в пятерку — лучших». «Меня полностью устраивает, если хоть все пятеро там будут из одной партии, если это будут лучшие кандидаты», — отметил Виктор Пинчук. «Обязательным» членом первой пятерки списка блока «За ЕдУ» В. Пинчук считает, к примеру, лидера «трудовиков» Сергея Тигипко, который «достоин этого».

В то же время сам Тигипко сказал журналистам, что его удовлетворит и седьмая, и тринадцатая позиция. Что ж, запланированный на эту субботу объединительный съезд блока наверняка все и всех расставит на свои места — на пятое, шестое и тринадцатое.

Марьяна ОЛЕЙНИК, «День»

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ