Прошлая неделя опять вернула нам хоккей. Чемпионат мира в Санкт-Петербурге точно прокрутил назад пленку времени, напомнив времена, когда вся страна замирала перед телеэкранами, болея за незабвенных Михайлова-Петрова-Харламова. Оказывается, хоккей жив и развивается, только мы его уже который год не видим. На наших телеэкранах регулярно мелькают только пятнадцатисекундные блоки новостей НХЛ, которые уже ничего не говорят новому поколению любителей спорта. Если задаться целью, то можно выхватить раз в месяц репортаж о возне с шайбой на киевском тренировочном катке по ул. Мельникова, что очень мало похоже на тот хоккей, за которым регулярно следят миллионы зрителей на всех континентах.
Впервые со времен Союза мы смогли посмотреть большой хоккей с участием наших. Национальная команда Украины пробилась в число участников мирового чемпионата, и наше ТВ опять стало показывать хоккей. Чемпионат из Санкт-Петербурга можно посмотреть и по Евроспорту, но этот канал доступен далеко не всем, да и матчи с участием Украины по нему почему-то не транслируют. Почему именно, стало понятно после показа двух стартовых матчей нашей сборной против белорусов и шведов, проигранных с общим счетом 5:14 (3:7 — с белорусами и 2:7 — со шведами).
Те из хоккейных болельщиков, кто еще не забыл переполненные трибуны киевского Дворца спорта на матчах киевского «Сокола», с нетерпением ожидали встречи с лучшими украинскими хоккеистами, которых вместе теперь можно увидеть только в составе сборной. До сих пор мы могли только читать отчеты о том, как наша национальная хоккейная дружина долго год за годом одолевала ступени мирового хоккейного рейтинга, пока не пробилась наконец на главный турнир — чемпионат мира. Ясно, что нынешний чемпионат — не тот, что был во времена Якушева, Черника и Сальминга. В числе шестнадцати команд-участниц много таких, которые по всем параметрам ничуть не сильнее украинской. Поэтому вполне логично было ожидать от нашей команды прохождения во второй этап турнира, для чего надо было не оказаться последними в группе с Беларусью, Латвией и Швецией. Надеясь на это, на первый матч с белорусами лично прибыл киевский городской председатель Омельченко, который в свободное от руководства столицей время возглавляет национальную хоккейную федерацию.
Если говорить формально, то наши хоккеисты уже обогнали футболистов, не попавших, в отличие от рыцарей клюшки и шайбы, ни на мировой, ни не европейский финал. То есть г-н Омельченко и здесь обогнал своего прошлогоднего соперника на киевских выборах, который, как известно, шефствует над футболом. Оставалось только обыграть белорусов и тем заслуженно закрепиться в числе мировой хоккейной элиты, пусть и во втором ее эшелоне.
Было известно заранее, что звезд в команде Украины не будет. В НХЛ играют только два украинца — Христич и Житник. Первый занят в играх Кубка Стэнли, а второй играет за… Россию, не переставая заверять всех в своем желании выступать за сборную Украины. Нет в нашей сборной и последних из могикан союзных времен, которые до седых волос продолжали гонять шайбу, оставаясь лучшими среди партнеров, вдвое моложе их. Последним ушел сорокатрехлетний вратарь Шундров. Следовательно, честь Украины должны были защитить воспитанники нашего хоккея, играющие или дома, или не за самые сильные команды за границей.
Дебют матча с белорусами, так же как и начало игры со шведами, напомнил первый год киевского «Сокола» в союзной высшей лиге. Тогда киевляне держались только за счет игровой дисциплины, сдерживая атаки грозных соперников и отвечая контрвыпадами. Это уже потом в «Соколе» появились форварды уровня Степанищева, Шастина, Юлдашева, которым по силе было разорвать любую защиту. Но это было потом. Сначала же были только самоотверженность и дисциплина, помноженные на удачу, которая иногда улыбалась дебютантам с берегов Днепра. Новая команда Богданова образца 2000 года тоже не способна навязать свою игру даже белорусам. А играть от защиты можно, только понимая друг друга с полуслова. Нашим хоккеистам грех сетовать на невезение. С таким мандражом, с каким украинцы выходили на площадку хоккейного супердворца в Санкт-Петербурге, можно было пропустить не по семь, а по семнадцать шайб. Только когда соперник убеждался, что проблем не будет, а наши прекращали бояться за результат, украинская команда показывала образцы игры, похожей на современный хоккей. Парням бы поиграть вместе на таком уровне матчей двадцать, тогда бы, может быть, и сыграли они так, как умеют. Но чемпионат мира не тот турнир, где можно что-то исправить. Фавориты тоже в первых играх не очень сыграны и настроены. Это дает шансы командам второго эшелона, что и приводит к сенсациям, которых уже немало было на петербургском льду. К сожалению, среди авторов сенсаций нет команды Украины. Нашим хоккеистам опять придется преодолевать нелегкий путь, чтобы сохранить право играть среди самых сильных хоккейных команд мира.
Можно ли обвинять в петербургском провале наших тренеров и игроков? С одной стороны, даже этим составом вполне реально было пробиться в десятку лучших, с другой — объективных предпосылок для хоккейных успехов у нас просто не существует. Украинско-белорусская лига, в которой играют несколько отечественных команд, — не то соревнование, где может расти класс наших хоккеистов. Полноценный национальный чемпионат организовать просто нереально. Реально иметь две-три более-менее обеспеченные материально хоккейные команды, которые играли бы с сильными соперниками, на матчи которых ходили бы зрители, как когда-то ходили в Киеве на игры «Сокола», а в Харькове — на «Динамо». В свое время нас, как бедных родственников, «отцепили» с Межнациональной хоккейной лиги, существовавшей на месте бывшего союзного чемпионата. Сейчас у России свой чемпионат, и нас в него не приглашают. Не приглашают украинские клубы в свои чемпионаты ни чехи, ни немцы, ни финны, ни шведы. Соревнования же с поляками, литовцами и белорусами только снижают отечественный хоккейный потенциал. А ведь лет десять назад киевских юниоров охотно приглашали в российские команды целыми группами. Возродить киевский и харьковский конвейеры, производящие перспективных хоккеистов, невозможно без турнира, в котором бы эти исполнители играли не только для тренеров, но и для тысяч зрителей на трибунах и сотен тысяч у телеэкранов. Даже далекая от совершенства игра украинцев на чемпионате мира в сопровождении еще менее совершенного комментария (это, наверное, наш украинский крест) вызвала страшную ностальгию по тем временам, когда по телевизору показывали хоккей с участием наших украинских команд. Дорогой наш Александр Александрович Омельченко! Коль вы уже взялись за наш хоккей, то верните его нам весь таким, каким он был в семидесятые- восьмидесятые. Договоритесь со своим московским коллегой, верните нам хоккейную лигу, в рамках которой в Киев, а впоследствии и в другие наши города опять приезжали бы хоккеисты Москвы и Санкт- Петербурга, Риги и Челябинска. Верните нам настоящий хоккей!
Несмотря на неудачу этого года на чемпионате мира, необходимо поблагодарить всех, кто создал сборную Украины по хоккею. Будем считать, что восхождение украинцев к хоккейным вершинам только начинается. Не так ли?