Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Борьба с террором: комплексный подход

5 ноября, 2004 - 20:12
ХАВЬЕР СОЛАНА / ФОТО РЕЙТЕР

Терроризм — это экзистенциальная угроза. В Европейской стратегии безопасности она считается одной из основных стратегических угроз Европейскому Союзу, и для борьбы с ней мы используем все имеющиеся в нашем распоряжении средства, особенно в области информации и разведывательной деятельности.

Первой задачей разведывательных служб является найти террористов, помешать их действиям и, если теракт все же был совершен, выследить их. Это оперативная разведка, которая лучше всего работает на национальном уровне. Многие аресты и случаи предотвращения террористических операций в Европе являются результатом сотрудничества между разведывательными службами стран — членов ЕС.

Журналисты недавно спросили меня, достаточно ли внутриведомственного сотрудничества и не следует ли создать общеевропейский механизм для обмена оперативными данными. В тот же день была проведена совместная операция, завершившаяся одновременно произведенными арестами террористов в пяти европейских странах.

Успех операции не был случайностью. В прошлом году Союз заключил два соглашения по Европолу, а также Соглашение об экстрадиции и правовой взаимопомощи. Европейские службы безопасности тесно сотрудничают в рамках группы контртеррористических действий, и была восстановлена контртеррористическая оперативная группа Европола. Высокопрофессиональная группа работает над вопросами безопасности границ и транспорта, и укрепляются связи между главами полиции стран — членов ЕС.

Но широкий обмен информацией не всегда необходим или желателен. Странам-членам требуется информация, полученная в ходе текущих операций, не для формирования государственной политики, по крайней мере, не напрямую, а для выявления и уничтожения террористических сетей и предотвращения терактов. Это более секретная информация, и службы безопасности обмениваются ею только в случае необходимости, а не в целях укрепления сотрудничества. Я считаю, что разведывательные данные также должны использоваться для проведения хорошо информированной политики. Разведывательные службы могут объяснить общественности истоки отчужденности, лежащие в основе терроризма, как происходит радикализация и вербовка в террористические группировки, а также цели и методы террористов и стратегии выбора объекта для следующего удара. Только тогда, когда мы поймем это, мы сможем выработать реальную и эффективную политику.

Для этого нам необходима хорошая стратегическая оценка информации. Страны — члены ЕС имеют соответствующие структуры, и при их поддержке и сотрудничестве мы создаем такие структуры на общеевропейском уровне, чтобы донести эту информацию до тех, кто несет ответственность за формирование политики ЕС. Европол выполняет те же функции в отношении материалов, полученных в результате работы полиции, и мы работаем над обеспечением взаимодействия между этими органами. Это другой, более аналитический уровень, где тесное сотрудничество приносит хорошие плоды. После террористических актов в Мадриде ЕС уделяет большее внимание внутренним аспектам борьбы с терроризмом. Но это не означает, что Союз сосредоточился исключительно на внутренних вопросах. Наоборот, ЕС считает международное сотрудничество ключевым в борьбе с терроризмом.

В целом, борьба с террором является одним из приоритетов международной деятельности Союза и все больше интегрируется в политический диалог ЕС с другими странами. Мы лучше определяем объекты внешней помощи и программ ЕС по развитию внутренних возможностей других стран, и мы готовы в случае необходимости использовать торговые и экономические рычаги для внесения контртеррористических положений в двусторонние соглашения.

Серьезные изменения произошли и в трансатлантическом сотрудничестве между ЕС и США. Действия говорят за себя лучше, чем слова, и действия на трансатлантическом уровне были быстрыми и решительными — например, совместные усилия по перекрытию финансирования террористических группировок, несмотря на серьезные расхождения относительно Ирака.

И все же, вышеописанное не дает повода для самодовольства. С целью облегчить чрезвычайно сложную задачу формирования контртеррористической политики ЕС мы разработали план действий, утвержденный Европейским Советом, в котором четко определено, кто что делает и в какие сроки.

Это также поможет парламентам стран-членов понять цели ЕС и облегчит планирование их законодательной деятельности. Недавно я назначил координатора по контртерроризму, задачей которого является содействие в выполнении плана действий.

Более того, у нас появилось большое количество новых механизмов в области правосудия и внутренних дел. Европейский ордер на арест уже дает конкретные результаты, и мы работаем над внедрением «свободного движения судебных решений» в ЕС, посредством которого судебные решения, такие, как арест или выдача подозреваемых, конфискация и замораживание активов, будут признаваться всеми членами Союза. В 2005 году начнет функционировать Европейское пограничное агентство.

По просьбе Европейского Совета я занимаюсь разработкой, совместно с Европейской Комиссией, стратегии по перекрытию каналов финансирования террористических группировок. Именно это и станет реальным тестом на сотрудничество, поскольку наш успех будет зависеть от обеспечения взаимодействия и обмена информацией между соответствующими службами, а также финансовыми и банковскими сообществами.

Я твердо верю в то, что исключительно военными действиями победить терроризм невозможно. Сотрудничество органов правосудия, полиции и разведывательных служб должно быть центральным элементом нашей работы. Это не означает, что мы не работаем над повышением эффективности европейской политики в области безопасности и обороны. Но она не является центральным объектом наших усилий.

Помимо работы органов безопасности и разведывательных служб, мы также должны стараться «перекрыть кислород» террористам. Это означает устранение факторов, способствующих росту поддержки терроризма и облегчающих вербовку в террористические группировки. Региональные конфликты вызывают гнев и ненависть. Неурегулированная арабо-израильская проблема приводит к росту радикализма и экстремизма. Все это льет воду на мельницу террористической пропаганды.

ЕС проводит жесткую политику в отношении терроризма. Но не менее жестким должен быть наш подход и к причинам терроризма. Это не две борьбы, а одна.

Хавьер СОЛАНА — верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности.

Хавьер СОЛАНА, проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ