9 сентября семь миллионов избирателей Беларуси — страны, зажатой между Россией и будущей территорией расширяющегося Европейского Союза, — будут выбирать президента. Владимир Гончарик, профсоюзный лидер, бросает вызов нынешнему президенту Александру Лукашенко. Вызов человеку, который за время, прошедшее с его победы на выборах в 1994 г., преобразовал Беларусь из страны с зарождающейся демократией в авторитарное государство, напоминающее старый Советский Союз.
Кажется, президенту Лукашенко все указывает на победу советского образа жизни. Государственное телевидение, радио и газеты проводят кампанию в поддержку «любимого сына страны».
Будучи эмоциональным оратором, президент Лукашенко достаточно популярен, его речи трогают души поколения, которое скорбит по ушедшему Советскому Союзу: ветераны II Мировой войны, пенсионеры и работники колхозов. Но он и его советники — в особенности Владимир Заметалин, заместитель главы президентской администрации, и Виктор Шейман, Генеральный прокурор, наделенный особыми полномочиями на время выборов, — заявляют, что они не позволят себе опуститься до поражения на выборах, как это случилось в Югославии со Слободаном Милошевичем. Вместо этого они построили аппарат, разработанный для «защиты президента» и обеспечения победы.
Несмотря на запугивание, расколовшаяся белорусская оппозиция, тем не менее, преодолела междуусобицу частного и политического характера для того, чтобы сплотиться вокруг одного кандидата — В. Гончарика. Экономист по образованию, В . Гончарик привлек не только поддержку профсоюзов, которые он возглавляет, но также и коалиции политических партий, которая сотрудничает (при поддержке Организации Безопасности и Сотрудничества в Европе) в консультативном совете семи ведущих оппозиционных партий и в Консультативном Совете Демократических Сил.
Получая поддержку и от левых и от правых, Гончарик заручился содействием крыла коммунистической партии, которое противостоит президенту Лукашенко, а также Белорусского Народного Фронта, который является правым. Такие лидеры, как Семен Домаш, бывший губернатор гродненской области, Павел Кословский, бывший министр обороны (1992—1994 гг.), Михаил Чигирь, бывший премьер-министр (1994—1996 гг.), тоже поддерживают коалицию. Гончарика, что придает ей вес и престиж.
Почему же оппозиция объединилась таким образом? Два слова лучше всего обобщают причины этого: упадок и диктаторство. Минск — индустриальное сокровище Советской эры — и другие индустриальные центры Беларуси резко пришли в упадок после распада Советского Союза. Вместо того, чтобы последовать по пути реформ за Россией, Лукашенко ухудшил обстановку восстановлением центрального планирования в промышленности и сельском хозяйстве. В 1996—97 гг. он распустил демократически избранный Верховный Совет и назначил так называемый «парламент», которому не хватало ни демократической законности, ни реальной власти.
Потом дела пошли еще хуже. Лидеры оппозиции, такие как бывший министр внутренних дел Юрий Захаренко и Виктор Гончар, стали исчезать и, есть опасения, мертвы. В самом деле, как стало известно из просочившейся из правительства информации, несколько представителей режима Лукашенко, занимающие высокие посты, замешаны в этих исчезновениях. В числе других пропал ведущий журналист.
Президента Лукашенко не привлекли к ответственности потому, что он сконцентрировал всю власть — исполнительную, законодательную и юридическую — в своих руках. В этом отношении он является крайним воплощением тенденции, доминирующей во всех государствах — преемниках Советского Союза, в которых построение сильной президентской системы стоит на повестке дня. Такие системы кооптируют представителей различных социальных и политических группировок и оказывают содействие потенциальным преемникам из президентского круга. Эта практика помогает предотвратить объединение оппозиционных коалиций.
Президенту Лукашенко, однако, не удалось кооптировать во власть всех ключевых лидеров оппозиции и нейтральных секторов гражданского общества. Наоборот, многие члены президентской номенклатуры проявили несогласие и присоединились к коалиции Гончарика.
Еще более важным является мнение России, так как у нее есть возможность оказывать влияние на белорусские выборы. А если она того захочет. На протяжении долгого времени Кремль президента Путина продолжал тесное сотрудничество с Лукашенко, налаженное президентом Ельциным. Хотя не так давно отношения остыли даже до такой степени, что президент Путин добился публичного извинения от президента Лукашенко после того, как белорусский лидер оскорбил российского премьер министра.
Но многие в московской политической элите все еще считают Беларусь неотъемлемой частью России. Субсидии из Москвы на газ и нефть и привилегированный доступ белорусских продуктов к российскому рынку необходимы для белорусской пошатнувшейся экономики. В прошлом Россия смотрела сквозь пальцы на подавление оппозиции. Так как в центре внимания президента Путина сейчас стоит перестройка российской экономики, в Москве возникают смешанные чувства о проделках их давнего союзника в Минске.
Россия, например, выражает реальную заинтересованность в том, чтобы состоялся эффективный международный мониторинг выборов, которые пройдут в сентябре. Российские специалисты участвуют в международных наблюдениях OБСЕ OДОПЧ (Отдел демократических организаций и прав человека), которых так боится правительство Беларуси. Более того, так как контролируемое государством телевидение, единственное в стране, не имеет большой популярности, белорусы все больше и больше смотрят российские телевизионные каналы. Таким образом тот тон, в котором российское телевидение освещает предвыборную кампанию, скорее всего, окажет сильное влияние на голосование.
По результатам опросов, президенту Лукашенко все еще отдают самое большое количество голосов, что в значительной степени вызвано различными формами государственного вмешательства и запугивания. И все же силы коалиции растут. Никто не может с уверенностью предсказать, каким будет результат. Одновременно с официальным результатом будет обнародован и параллельный подсчет голосов, основанный на избирательный бюллетенях, предоставленных окружными избирательными комиссиями.
Независимо от того, кто победит, этим выборам уже удалось вновь оживить умирающую оппозицию президенту Лукашенко. Теперь она может обеспечить достойную альтернативу, бросающую вызов его авторитарному режиму. Но для того, чтобы в Беларуси произошли настоящие перемены, эта оппозиционая коалиция должна продолжить свое существование и свою работу и после выборов. Для того, чтобы это сделать, коалиции нужна поддержка не только гражданского общества, которое явно зарождается внутри Беларуси, но и международного сообщества. Посол Ганс-Георг ВИК,
руководитель Группы ОБСЕ по предоставлению консультаций и мониторингу в Беларуси