Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Будущее России и Запада

30 августа, 2007 - 17:48
ЙОШКА ФИШЕР / ФОТО РЕЙТЕР

Россия вновь ищет путь стать мировой державой и поэтому демонстрирует свою силу. Признаки изменений в российской внешней политике усилились с тех пор, как в прошлом феврале президент Владимир Путин выступил с конфронтационной речью в Мюнхене.

С этого момента Россия установила свой флаг на морском дне Северного полюса, чтобы продемонстрировать свои притязания на Арктику и ее природные ресурсы; объявила свое намерение строить собственную систему ПРО и неоднократно высказывала угрозы в сторону Европы в связи с запланированным развертыванием небольшой американской системы защиты; сбросила «беспризорную» ракету или бомбу на Грузию в качестве предупредительного сигнала тбилисскому правительству и его западным друзьям; произвела полет самолетов-разведчиков у американской военной базы на тихоокеанском острове Гуам; блокировала решение об окончательном статусе Косово в Совете Безопасности ООН; и провела хакерскую атаку на компьютерные системы Эстонии. Кроме того, каждую зиму существует угроза «проблем» с поставками в Европу нефти и газа.

Несомненно, высокие цены на нефть и газ, глобальное ослабление Америки, вызванное неудачей в Ираке, и усиление позиций Китая и Индии побудили Москву изменить свою внешнюю политику. И все же, ни один из этих пунктов не сравнится с фундаментальными изменениями в стратегии России, поскольку Россия продолжает придерживаться своего фундаментального решения, принятого в начале 1990-х, о том, чтобы открыть себя для Запада. Однако стиль российской политики изменился от сотрудничества к конфронтации. А изменение стиля внешней политики, как показывает история, может быстро привести к изменению стратегии.

В настоящее время в России идет процесс восстановления. Такие периоды всегда следуют за масштабными изменениями и революциями. Власть центра постепенно восстанавливается после частичного ослабления из-за распада Советского Союза. Однако, начиная с XVI столетия, центр играет наиболее важную роль в формировании российской истории. И этот раз, похоже, не будет исключением. Процесс восстановления центральной власти уже начался некоторое время назад. Действительно, сегодня центр почти полностью диктует российскую внутреннюю политику и экономику, хотя и вне рамок тоталитарной или деспотичной структуры, а вполне демократичным рыночным способом.

Безусловно, демократия ухудшилась до того состояния, которое иногда называют «управляемой демократией». Теоретически в стране сохранились различные партии, выборы, плюралистическое общество, независимая судебная власть и рыночная экономика. Но на практике вся система подчиняется управлению президента. Населению позволят голосовать за президента, но реальное решение о том, кто им станет, будет принято заранее.

Несмотря на то, что годовой ВВП России приблизительно равен ВВП Италии, она все еще остается слишком важной глобальной державой, чтобы ее изолировать или хотя бы забыть о ней. Россия аккумулирует огромный стратегический вес. Будущее этой страны будет определяться тем, насколько успешно будет осуществлена ее всесторонняя модернизация экономики, которая сегодня в значительной степени основана на экспорте нефти, газа и других природных ресурсов.

Если Россия останется зависимой от экономики природных ресурсов, то она вновь станет колоссом на глиняных ногах. В самом деле, она будет далеко не столь же могущественной, как прежний Советский Союз. Только если России удастся добиться успеха в продуктивном реинвестировании прибыли от своей петро-экономики, она достигнет рациональной модернизации.

Но это также потребует и успешной политической модернизации, а это означает не что иное, как ограничение власти центра. Наиболее важным аспектом этого будет обеспечение реальной независимости судебной системы. Кроме того, Россия нуждается в системе сдержек и прововесов, совместимых с ее собственной культурой и традициями, поскольку она, наряду с правовыми нормами, является обязательным предварительным условием функционирующей демократии. Наконец, Россия должна будет строить работающую партийную систему, способную поддержать российскую демократию. Учитывая огромные размеры страны, похоже, наиболее приемлемой будет двухпартийная система.

Все эти преобразования займут определенное время, и они не наступят легко или будут свободны от конфликтов. Так что в обозримом будущем Западу придется мириться с Россией, которая тоскует по своей утерянной имперской власти и в соответствии с этим формирует свою внешнюю политику.

В международной политике сильные стороны чего-то одного часто отражают слабые стороны другого. Слабость США и Европы сегодня — это открытое предложение России вернуться к своей старой имперской политике. Такое развитие событий отнюдь небезопасно, особенно для Европы.

Таким образом, у Европы есть стратегическая заинтересованность в успешной модернизации России и в хороших двусторонних отношениях с ней. Прежде всего, Европейский Союз и его государства- члены не могут позволять России восстанавливать свою имперскую сферу влияния, без сильного ущемления своих собственных важнейших интересов. По этой причине столь важными являются обеспечение независимости Украины и европейская ориентация Турции.

Таким образом, модернизация и демократизация России находятся в сфере интересов Европы, а вот ее возвращение к имперской внешней политике и скрытому внутреннему авторитаризму в эту сферу не входят. Большинство россиян смотрят в западном направлении. В ближайшие несколько лет Россия предложит Европе прекрасную возможность для более тесного сотрудничества, но она также создаст риск усиленного вмешательства в европейские процессы.

Адекватный ответ на такие возможные последствия и риски требует существования сильной и объединенной Европы. В самом деле, сильная и объединенная Европа сделает также важный вклад в устойчивую модернизацию России. Слабая и разделенная Европа соблазнит Россию следовать опасным путем в будущем.

Йошка ФИШЕР — в течение почти 20 лет лидер Партии зеленых, был министром иностранных дел, вице-канцлером Германии с 1998 по 2005 год.

Йошка ФИШЕР. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ