Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Буря в пустой трубе

Американцы опасаются усиления позиций российских компаний в Европе
25 февраля, 2003 - 00:00

США всерьез обеспокоены будущим нефтепровода Одесса—Броды, которое находится под угрозой. Посол Соединенных Штатов в Каспийской регионе, советник госсекретаря США Стивен Манн на днях посетил Киев, чтобы озвучить позицию Вашингтона относительно политики Киева на региональном нефтяном рынке. Стивен Манн заявил, что нынешний сценарий, который реализуется Россией при пассивном участии Украины, делает проект О десса—Броды неинтересным для западных инвесторов. Отметим, что именно американский капитал рассматривается в качестве одного из главных источников строительства нефтепровода Броды—Гданск. Лишь после прокладки трубы к этому польскому порту каспийская нефть, которую планируется дос тавлять до Одессы танкерами, по планам Украины, оживит отечественный нефтяной долгострой.

Причиной беспокойства американцев стало подписание Украиной договора о принципах реализации другого проекта — «Дружба-Адрия». Этот транспортный коридор, в проекте, обеспечивает поставку российской нефти через Беларусь, Украину, Словакию и Венгрию в глубоководный хорватский порт Омишаль. Договором предусмотрено, что единственным оператором и диспетчером трубопровода станет российская компания «Транснефть». По мнению американских экспертов, таким образом, ограничены потенциальные возможности проекта Одесса—Броды. «В идеале каспийская нефть из Одессы тоже должна иметь возможность быть доставленной в Омишаль», — считает Стивен Манн. На его взгляд, западные инвесторы рассматривают все потенциальные направления возможного использования нефтепровода Одесса—Броды, и добровольная передача функций оператора одного из участков «Дружбы» российской компании значительно снижает инвестиционную привлекательность проекта.

Позицию американцев не изменило даже представление украинской стороной информации о том, что в договоре «Дружба-Адрия» речь идет о полномочиях «Транснефти» не на все сырье, прокачиваемое через «Дружбу», а лишь на то, что идет в рамках международного проекта в порт Омишаль. Советник председателя правления «Укртранснафты», вице-президент фонда «Стратегия-1» Михаил Гончар отмечает, что подписанные Украиной договора носят рамочный характер. По его словам, наша страна намерена предлагать изменения в документы по проекту Дружба-Адрия уже на ближайшем заседании в Будапеште. «Юридически договор действительно выписан нечетко, но он будет дорабатываться», — сообщил Михаил Гончар, считая, что США совершенно напрасно подняли бурю в стакане с нефтью.

А вот Стивен Манн не скрывает своей обеспокоенности, ссылаясь на личную беседу с президентом российской компании «Транснефти» Семеном Вайнштоком. По словам Манна, господин Вайншток на международной конференции в Лондоне заявил коллегам, что его компания является главным оператором нефтепровода «Дружба», в том числе и украинской его части. При этом российский нефтяник также якобы утверждал, что право на прокачку по «Дружбе» в Омишаль получат лишь те компании, которые заключат с «Транснефтью» долгосрочный (!) договор на транзитные услуги. Стивен Манн сообщил, что после изучения американскими экспертами подписанных Украиной и остальными участниками проекта, документов, в большей части заявления Вайнштока подтвердились.

Стивен Манн отметил, что усиление российского влияния на нефтепровод «Дружба» стало разочарованием для США, которые готовились принять активное участие в реализации проекта транспортировки каспийской нефти через Одессу— Броды. На эту тенденцию указывает и начало работы российских компаний на одесском терминале, с использованием одного из участков нефтепровода Одесса—Броды в так называемом реверсном варианте, то есть в обратном направлении Броды—Одесса. Стивен Манн заявил, что на сегодняшний день еще не поздно остановить осуществляемый сценарий. В другом случае он гарантирует, что не только американские, но и все западные инвесторы не будут принимать участия в реализации проекта Евро-Азиатский нефтетранспортный коридор.

Очевидно, США участвуют в европейских нефтяных проектах для реализации своих геополитических и нтересов. Именно поэтому они с самого начала активно поддерживают проект Одесса—Броды, который, теоретически, может ослабить зависимость Евросоюза от поставок российской нефти. Судя по всему, в Вашингтоне уверены, что Россия теперь решила установить контроль над отдельными участками проекта Одесса—Броды—Гданск, чтобы свести его потенциал к минимуму. Насколько эти опасения оправданы, судить сложно. Но Киев, безусловно, будет вынужден учитывать пожелания США, если целью украинской власти действительно является обеспечение альтернативных источников энергоносителей, кроме российских. Украина в очередной раз получает шанс использовать выгодное положение на стыке политических и финансовых интересов Запада и Востока.

Сергей СЫРОВАТКА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ