Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Быть украинцем надо научиться

По аналогии с наставлением Антона Чехова, нам необходимо «по капле выдавливать из себя совка»...
24 июля, 2012 - 11:45
Сергей ЖИЖКО, публицист
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

О НОВОЙ НАЦИИ «СОВЕТСКИЙ НАРОД»

Для завоевания мира и строительства коммунизма, по мнению большевиков, нужны были особенные люди. Считалось, что образец таких людей сформирован во времена подполья в большевистской партии — эти люди посвятили себя революции, прошли испытания в тюрьмах, ссылке. Второй «призыв» дала революция в 1917—1920 гг., тогда среди большевиков появились «боевые товарищи» и особый «вооруженный отряд партии» — чекисты, подбор «лучших из лучших».

В революцию пошло немало молодежи, устремленной «классовым инстинктом», коммунистическими идеалами. Тип таких людей, воплощенный в образе Павки Корчагина, описан в романе украинца из Волыни Николая Островского «Как закалялась сталь». Герой стал образцом для наследования, а роман — основой для воспитания новых поколений. Этот тип молодежи противостоял в 1920-е годы нэпманам, затем занимался раскулачиванием, создавал колхозы, вывозил в Сибирь, организовывал голодомор.

В 1930-е годы молодая генерация, рожденная после революции, стала кадровым резервом для Сталина, его «хунвейбинами», готовыми отдать жизнь на призыв партии.

Привыкали к социалистической системе рабочие и крестьяне, во имя которых творилась революция. Крестьяне помогли коммунистам забрать землю у помещиков и считали, что взяли ее для себя. Они были консерваторами и трудно воспринимали коммунистическую идеологию, безбожие, им в голову не могло прийти, что нужно отдать свою собственность и идти на работу в какой-то колхоз.

Рабочие чувствовали себя в новом государстве вроде бы привилегированными, они более благосклонно воспринимали инициативы коммунистов, больше верили в пропагандистские клише и быстрее продвигались в освоении образа «нового человека».

Новый советский тип человека, в период репрессий и развертывания ГУЛАГа, развивался также среди громоздкого репрессивного аппарата. Это был состав ОГПУ-НКВД, обслуга тюрем, концлагерей, администрация поселений, конвойные и охранные войска, сюда можно отнести армию стукачей-доносчиков. Миллионы тех, кто принимал грехи сталинизма на свои души. Этому типу большевиков пришлось выполнять черную работу строительства коммунизма, внедрять то, что было названо эвфемизмом «диктатура пролетариата».

Эти кадры — «сталинские соколы», наряду с новосозданной компартноменклатурой и военными, были основой, цементом советской системы. Владимир Маяковский писал о них: «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей».

После завершения победной войны форсировалось плановое создание на базе всех народов одного сообщества — «советского народа», создание нового советского человека — homo sovieticus, было поставлено на поток. Это означало создание и нации не буржуазного, а протокоммунистического типа.

Кто-то бы эту деятельность, создание искусственной нации «совков» в колбе СССР, хотел бы назвать советским национализмом (нациотворение и является национализмом), если бы этот процесс не носил характер искусственного и насильственного эксперимента. Сами же коммунисты взялись за дело с фанатизмом. Возможно, и добились бы успеха, если бы все 19 миллионов членов партии и членов их семей отсоединились от несознательных на отдельной территории, в отдельном государстве и добровольно творили новую нацию.

В 1970-х гг. компартией было заявлено о создании новой исторической общности — «советского народа». Впервые в мире в проведенном над обществом и человеком эксперименте появились многочисленные плоды. Жители тысяч новых поселений, многомиллионные массы, оторванные от своей земли и народов, перемешанные на стройках социализма, в концлагерях ГУЛАГа, в армии и на войне, находясь под постоянной пропагандистской обработкой, преобразовываемые коммунистическим воспитанием и образованием, постепенно теряли связь с жизнью своих предков, манкуртизировали и приобретали подобие «советских людей». Для простоты понимания в народе новый человек — «советский человек» — был назван «совком».

РЕЛИГИЯ, СОБСТВЕННОСТЬ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ

Новый человек был оторван и освобожден от Бога. Дело не только в судьбе церковной структуры и сооружений и не только в запрещении верить и исповедовать культ. А в том, что освобожденному от Бога человеку в его предстоянии перед бытием и людьми коммунисты позволили все, что не запрещено системой. Человек мировоззренческий был освобожден от совести, от свободы измеряемого совестью поступка. Строительство безбожного общества в зародыше разлагало это общество и делало его будущее бесперспективным, тупиковым.

Человек был избавлен от частной собственности — от права и умения ее приобретать, проявлять предприимчивость, инициативу. Объявив войну частной собственности, отбирая заводы, банки, землю, советская система изначально воспитывала в народе пренебрежение к ней, осуществляла кампании высмеивания спекулянтов, мещанства, «вещизма». Власти были выгодны трудовой энтузиазм миллионов людей, бескорыстие, альтруизм, неприхотливость членов общества, их готовность «преодолевать трудности», терпеть бедность «во имя лучших времен».

Захватив чужую собственность, приватизировав государство, компартия фактически сама стала частным собственником, монопольно владея и распоряжаясь ею, пользуясь дешевой рабочей силой «нового сообщества».

У человека забрали возможность выражать свои взгляды, что привело к отсутствию свободного думанья личности и к атрофии независимой общественной мысли. Жестче всего была запрещена политическая свобода — заниматься согласно своим убеждениям политической деятельностью, создавать партии, принимать участие в альтернативном голосовании.

Считалось само собой понятным, что советский народ — русскоязычный, советский человек должен разговаривать на «общепринятом». Совок в России воспринимал СССР как обновленную, модернизированную, увеличенную Россию. В отличие от других народов «русский» не терял свой язык и не чувствовал, что теряет свою идентичность.

Но у совка украинского происхождения язык забрали. Всем украиноязычным давали понять, что они пользуются отживающим языком и нации отомрут. Совок в Украине не воспринимал УССР отдельным государством, а независимости Украины в его сознании не было и не должно было быть. Поэтому, когда Украина, словно феникс, восстала из пепла, совок не воспринял ее как свое государство.

Совка оторвали от истории, бесповоротно разрушив прошлое «до основанья...» Он до исторической правды не докапывался, доступа к архивам не было. Для совка история начиналась с 1917 года. Советский человек отбросил прошлое, «победил» его, он на историю не опирался, в традициях прадедов не нуждался, а «творил будущее» оторванный от земли. «Иваны без родства», «манкурты» — так называют их.

«Мы потеряли Родину» — вот лейтмотив политической позиции совка. «Подлецы, какую страну развалили!», — говорит сегодня миллионер русского происхождения в Украине. Он не хочет возвращаться к статусу инженера в СССР, не хочет терять статус миллионера и понимает, что в СССР он миллионером никогда бы не стал. Но его тянет быть миллионером в СССР.

Другой совок утверждает, что если бы не «великая октябрьская социалистическая революция», то мы остались бы бедными, отсталыми, необразованными... Что «успешный менеджер» Сталин «принял» Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой... Эта дикая мысль, что без большевистского переворота в Украине или в России не было бы общего образования, не развивалась бы наука, техника, не было бы танков, космоса, армии... Все это было в странах Европы и без большевиков, без строительства социализма. На более высоком уровне цивилизационности. Без истребления миллионов людей — в том числе тысяч ученых, инженеров, учителей, врачей, офицеров, успешных предпринимателей, писателей, художников, духовенства — умных, творческих, предприимчивых.

Тем «социал-гуманистам», которые считают, что ради достижений социализма и «счастливого будущего» не грех было истребить несколько миллионов классовых врагов, не приходит в голову мысль о такой политике «счастья» против них самих. Они до сих пор в своем сознании имеют право уничтожать миллионы людей и оставаться безгрешными, они не могут быть объектом осуждения на процессе «Нюрнберг-2».

РАСПАД СССР

Наступил август 1991 года и советский человек понял, что путч закончился, не стало Советского Союза, общей территории и единого народа... До сих пор веет мистикой от завершения в один миг истории тоталитарной мировой потуги. Разлетелся СССР, наступила пустота — в умах, привычках, функционировании большого управленческого и хозяйственного спрута, погибла система, которая была костылями, на которых двигалась советская жизнь. Что осталось делать советским людям, большинство которых по инерции продолжали себя чувствовать в несуществующем СССР?

Совок привык, что владельцем и распорядителем политики, законов, учреждений, заводов, земли, распределителем благ является коммунистическое государство. Влиять на государство ему было невозможно. Что-то дадут, «выбросят» — будь доволен. Другое дело — «выбить», «достать» — это была уже аналогия частной инициативы. Не ждать, когда «дадут», а найти лазейки, «нужных людей» и решить свои проблемы вне очереди, при содействии «своих», «по блату».

И уже в неподготовленных обстоятельствах дикой «прихватизации» совок сам хватает собственность и, чаще всего, неумело ею распоряжается. Его же не учили.

Совок уже безработный (о горе!) и в условиях дикого азиатского базара, битый по голове битами рэкетиров, становится мелким частным собственником, нэпманом с заостренным классовым инстинктом. Еще часть спивается, «садится на иглу» и заканчивает у баков с мусором.

Совок идет в политику, и больше всего его концентрируется в левых партиях, где не так ведут классовую борьбу, как ностальгируют и сетуют на новые времена. Более «продвинутые» и прагматичные заполняют «центристские» партии власти, где получают должности, мандаты, делят собственность, часто коррумпируются. Даже в антикоммунистических партиях членство часто по-совковому ведет партийную работу и выясняет внутрипартийные отношения. Ведь все «вышли из советской шинели».

Совок становится верующим и в инфраструктурах многочисленных церквей и религиозных объединений активно участвует в борьбе с противниками из «неправильных» течений.

СОВОК И УКРАИНСТВО

Когда народ веками живет под властью чужестранцев, он в значительной мере приобретает черты своих колонизаторов, без полноты проявления своей свободы он не имеет возможности вытворить благородство (как в тюрьме можно стать аристократом?). В его характере, поведении укореняются притворство, покрученство, метастазы холуйства, самоунижения.

Так в Украине вырос архипелаг населения с нетрадиционной украинской ментальностью. В рабочих городах-миллионниках юго-востока сформировались советские люди, для которых Украина — это только территория с приятным климатом, но политически это часть СССР. Никакие другие политические, экономические, даже культурно-духовные привязки к этой территории для них были невозможны.

Совки проснулись в государстве, за которое боролись против царей и коммунистов Петлюра и Бандера. Встал вопрос — как быть? В Москве — антикоммунистическая революция. К коммунизму не вернешься. Если же не Украина, то Екатерина Вторая, Николаи и Александры, патриарх Московский, против которых твои деды, доблестные комиссары воевали — и кланяйся.

Наступило время ответа на болезненный вопрос об идентичности — кто мы? С сегодняшнего дня совок уже не «советский», а — украинец. Но он же отрекся от украинства уже во втором-третьем поколении, против этого украинства боролась родная коммунистическая партия, органы, образование, а теперь к нему требует возвращаться сама жизнь. Потеря советской идентичности и приобретение новой — украинской — это, наверное, наибольшая драма в жизни «совка». Ему легче вернуться к частной собственности, к статусу безработного, к новейшим культам, чем стать украинцем. Как в известном выражении: «Пусть лучше меня изнасилуют, чем украинизируют».

Несмотря на жизнь в чужих империях, у нас была история украинского народа, а не история империй. Империи, в том числе и коммунистическая, не были нашими государствами. Польские короли Казимир Великий, Сигизмунд Август, Стефан Баторий не были нашими королями. Иван Грозный, Алексей Романов, Петр І, Екатерина ІІ, Николай ІІ не были нашими царями — они цари для русского народа, русской истории.

Ленин, Троцкий, Сталин и Брежнев не были украинскими проводниками. Мы, украинцы, предлагаем свою непростую, хотя и испорченную королями, царями и коммунистами историю. Чистую и честную, не закамуфлированную историю украинского народа, которая продолжается уже в собственном государстве. Юго-восток — это все-таки история Украины. И необходимо вливаться в историю антов, уличей, запорожского казачества, не казачества «верного русским царям», а своего, автохтонного и творить новую общую историю.

Очевидно, что глубина проникновения советскости на разных территориях в отдельные слои нашего общества не одинакова. Уже нет тех «советских людей», которые жили и воспитывались до 1917 года и по судьбам которых жестоким катком прошлись гражданские, социальные и национальные конфликты 1917—1920-х годов и коммунистические репрессии.

Процент первого, довоенного поколения «человека советского», кто родился и воспитался со времени большевистского переворота до 1941 года, в составе украинского общества резко уменьшился и его непосредственное влияние на политику независимой Украины исчерпывается. Им уже около 90 лет.

Главная масса «совка» — это «рожденные в СССР» за пятьдесят послевоенных лет. Им сегодня от 40 до 70 лет. Наибольший массив среди них составляет поколение послевоенного типа совкизма, выращенного в 1950—1985 гг. Им сегодня 30—60 лет — что является политико-демографической основой сегодняшней Украины.

Те, кто родился после 1980 года, живут уже почти без влияний советского наследия. Они вырастали в атмосфере «перестройки», антикоммунизма и национального возрождения, поэтому, в основном, политически лишены «совкизма».

ДОЛГОЕ ПРОЩАНИЕ

Освобождение от «советскости» проходит в несколько этапов. И важнейшим из них было и есть освобождение политическое — от коммунистической системы, тоталитарной идеологии, от советской власти, ее институтов, ценностей, стереотипов. И параллельно приобретение нового политического умения — демократии, многопартийности, альтернативных выборов для формирования власти.

Больше всего задержался «совкизм» в духовно-культурном мире: памятниках, праздниках, фильмах, песнях и навыках советского образа жизни.

Хотя политический режим, порождавший и воспроизводящий совка, устранен, а коммунистическая верхушка первой покинула систему, ностальгия по старым временам еще держится в прежнем советском среднем классе — наиболее прочном бастионе «совкизма».

Больна «совкизмом» и часть люмпенизированных рабочих и колхозников, которая была идеологически зомбирована и не способна выработать собственное политическое мнение. До сих пор этот массив десять лет голосовал за коммунистов и еще десять за Партию регионов, чем оттягивал развитие Украины, вызывал деградацию. Именно на политически неграмотном голосовании этой социальной прослойки и выросла так называемая «олигархия».

Первыми с советским прошлым еще в начале 1990-х годов распрощались западные области Украины. Политически развязали себя с советским наследием в 2002—2004 гг. Надднепрянщина — в пределах древних украинских оседлостей.

Наибольшие намороженности советского ледника остались на юго-востоке Украины, которые за двадцать лет оттепели так еще и не растаяли. Эта часть Украины еще живет по-советски. Другую Украину здесь еще не научились видеть. Украина казацкая выглядит анахронической, забытой экзотикой, которую и не стремятся привязать к сегодняшней политической жизни. Все, что проснулось здесь в период второй половины ХІХ века, было до основания истреблено коммунистами.

Путин пытается сегодня модернизировать совковое общество. Совком-диктатором является вульгарно-карикатурный Лукашенко. Попытку опереться на совка, заигрывать с ним и удержать его при обслуживании своих интересов в Украине осуществляла партия власти во времена президентства Кучмы, еще более одиозно старается воплощать те же принципы и сегодняшняя власть. Живем во время реванша совков. Но это безнадежный, тупиковый вариант как для самих совков, так и для обновленного за двадцать лет всего украинского общества.

ПЕРСПЕКТИВЫ УКРАИНЫ

Во времена независимости украинское общество сохранило советскую инфраструктуру и образ жизни. Без ведущей и руководящей компартии, без вездесущего кагэбэ, без репрессий и тоталитаризма — совок все равно здесь хозяин, он остался в большинстве из нас.

Украина никак не сможет сформировать цивилизованную, европейского типа власть. Из-за засилья советскости у нас долгое время изобиловало безвластие, межвременье. По всем вертикалям и ветвям власти процветает совковость, которая непродуктивна для развития государства, экономики, всего социума.

Сегодня молодое поколение чиновничества, не связанное с коммунистической системой, попадает в руководящие кресла, кабинеты, которые освобождают на низших уровнях советские кадры. Попав в «старую школу», погрузившись в атмосферу карьеры, где должности покупаются, где брать взятки является нормой, а носить откаты на верх — обязанностью, где следует «утверждать» себя поборами, «крышеванием бизнеса» и дерибаном (присвоением) бюджета, такая молодая «элита» коррумпируется, часто криминализируется и превращается в тормоз развития государства и общества. Это еще один вред от трансформации совка.

Каждые выборы являются прощанием с совком, прощанием, которое не заканчивается. «Крепка же ты советская власть». Но все же наступит время и мы окончательно выйдем из виртуальной сегодня территории СССР и совок выйдет из нас.

Одно время Антон Чехов призывал «по капле выдавливать из себя раба». Не выдавили. Рабы восстали и создали не государство свободных людей, а тоталитарное государство рабов, где рабство стало обязанностью, сознательно и добровольно принятой всем обществом и каждым его членом в частности.

За 20 лет независимости Украины прежние советские рабы не научились сознательно распоряжаться своей свободой. Как на индивидуальном уровне, так и на политическом. Отсюда и жадное обогащение вульгарным, теневым способом (за которым просматривается старый социалистический блат), и коррупция, и законодательство, защищающее интересы меньшинства.

По аналогии с наставлением Антона Чехова, нам необходимо «по капле выдавливать из себя совка». Не нужно ждать, что совок отойдет навсегда вместе с последним, рожденным в СССР украинцем.

Ведь не все же остаются совками навсегда. Это дело поправимое. Общество можно изменить усилиями самих людей и власти.

Стоит вопрос — ты совок или украинец?

Украинцем быть непросто. Мало родиться — нужно научиться украинцем быть — в политическом, экономическом, цивилизационно-европейском измерениях. Так вопрос стоит перед всеми гражданами Украины.

Сергей ЖИЖКО, публицист
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ