«Вопросом вопросов и главным вопросом» — задался на днях министр аграрной политики Сергей Рыжук: «необходимостью совершенствования связей непосредственных производителей АПК с розничными торговцами и оптовиками». «Хотя это и очень сложно, но мы это сделаем», пообещал он. В смысле — «перевести количественные показатели аграрного сектора экономики в качественные».
А «переводить» в этом году есть что. По предварительным данным, зерна у нас в стране уродилось около 40 млн. тонн (из них около 21 млн. — пшеница), намолотили около 2,1 млн. тонн семян подсолнечника (по информации на 1 октября) с 1,740 млн. га (более 65% площадей этой культуры) и т. д. и т. п. Что касается зерна, то неурожаи в Австралии и Северной Америке создали благоприятную для Украины конъюнктуру внешнего рынка. С. Рыжук отметил, что экспорт, а вместе с ним цены на зерно и рентабельность его производства внутри страны растут. По словам министра, введен в эксплуатацию новый перевалочный пункт в Ильичевске и в целом Украина готова экспортировать около 12 млн. тонн зерна (прогнозировали — 9 млн.) «Ради завоевания рынка — «по не совсем удовлетворяющим ценам». Тем не менее, учитывая проблемы на рынке зерна в прошлом году, закрывать вопрос повышения эффективности регулирования цен внутри государства, довольствуясь одной лишь конъюнктурой за его пределами, было бы преждевременно. Получить ответ на этот и на ряд других вопросов «День» попытался у Госсекретаря Минагрополитики Сергея Ивановича Мельника:
— Урожай зерна в этом году, говорят, не хуже, чем в прошлом. Учитывая прошлогодний парадокс (хороший урожай — избыток предложения — проблемы у непосредственных производителей). Что сделано с целью предотвратить повторение масштабных ножниц цен в этом году и в дальнейшем?
— Рынок — это, прежде всего, спрос и предложение. Если мы имеем избыточное предложение, то, безусловно, включается ценовой механизм. И для того, чтобы влиять на эти моменты, принято целый ряд организационных мер. Существует указ Президента по реформированию аграрного рынка, которым предусматривается создание Государственного агентства по регулированию продовольственного рынка. Сегодня мы предлагаем предусмотреть деньги для такого агентства в бюджете.
Помимо этого, понятно, что собственник производит и продает такому же собственнику. Два субъекта предпринимательской деятельности осуществляют куплю-продажу. Трейдеры хотят купить подешевле с тем, чтобы продать потом зерно подороже за границей. И, безусловно, товаропроизводитель, вы правы, оказывается в определенной мере в накладе. Мы ориентируем наших производителей на то, чтобы они взвешенно подходили к реализации. Чтобы не получилось так, что все выкинули на рынок продукцию и цена была сбита. На протяжении года цена вырисовывается более-менее стабильной. Если мы возьмем прошлогоднюю цену за маркетинговый год, то она не очень сильно отличается от той, которая складывается сегодня. А если учитывать, что в декабре, январе, феврале месяцах цена на зерно будет расти (ведь торговля идет целый год, поскольку зерно — не скоропортящийся продукт), то хозяйственники должны ждать. Хочу сказать, что многие товаропроизводители так и поступают: если заниженная цена, то они не спешат продавать максимально. То есть — идут на рынок сознательно.
— Тем не менее, делать это непросто. Предприятия АПК вынуждены возвращать кредиты...
— Безусловно, влияние на ценовую политику требует бюджетных денег. Но не в смысле — безвозвратных дотаций. Эти деньги посредством экономических механизмов государства (скажем, агенты на продовольственном рынке) могли бы «снимать» избыток продукции. При нехватке — выбрасывать на рынок. От этого не нужно уходить. Государство также должно заниматься предпринимательской деятельностью, получая дополнительные поступления (за счет определенных вложений в выкуп продукции, ее продажи) в бюджет. Такие условия диктует рынок.
— Учитывая ситуацию с бюджетом, найдет ли средства Минфин для таких операций? Кстати, есть информация, что кредитование АПК банками идет в этом году хуже, чем в прошлом...
— Мне сложно комментировать: найдет Минфин или нет. Во всяком случае, в поданном в Верховную Раду проекте бюджета высказаны позиции всех министерств. Какие бы то ни было комментарии пока нецелесообразны. Парламент работает над бюджетом, и многое будет зависеть от результатов этой работы. Но не следует забывать, что в любом бюджете, ставя вопрос о дополнительных расходах, следует думать о его наполнении. Все мы хотим из бюджета взять больше, но нельзя забывать о его доходной части.
Что касается заинтересованности банков, то возврат кредитов в АПК — около 80%. Это очень высокий показатель даже в сравнении с странами Европы. Другой вопрос, что мы в бюджете предусматриваем компенсационные кредиты в случае их невозвращения. АПК, думаю, уже доказал, что те, кто берет кредиты — за них рассчитываются. Единственное — необходимо отработать вопросы среднесрочного и долгосрочного кредитования. Тогда АПК получит возможность осуществлять капитальные вложения, что повлечет за собой повышение качества и снижение себестоимости. Не следует забывать, что Украина ведет активные переговоры о вступлении в ВТО. И мы просто обязаны позаботиться о конкурентоспособности наших производителей.
— В бюджете на следующий год предполагается существенный внешний заем у ЕБРР на развитие АПК. На что планируют направить эти деньги? Какие отрасли или предприятия будут приоритетными?
— Не стану комментировать этот кредит, поскольку еще рано. Хотел бы сказать так: любые кредиты, и внутренние, и внешние, должны быть направлены на технологическое переоснащение производства, а не просто так. Это позиция Министерства.
— Сахарозаводчики (недавно практически все предприятия были вынуждены приостановить работу) жалуются не только на плохую погоду, затруднившую сбор свеклы, а и на отсутствие механизмов регулирования цены на сахар. Они боятся обвала. Ваш комментарий?
— Это не соответствует действительности. Я не знаю, откуда у вас информация. Необходимо вести подобные диалоги тет-а-тет. Тут такая же история, как и с подсолнечником. Когда начинается сезон сахароварения, безусловно, есть избыток сахара, который необходимо быстро реализовать. И возникают такие вопросы. Сегодня механизм регулирования цен четко определен квотами. Эти квоты распределяются Министерством между заводами. При этом учитывается множество показателей. Другой вопрос — производителям сахара необходимо думать о технологическом усовершенствовании, об увеличении выхода сахара. Если на сегодняшний день в странах Европы выход сахара — до 85, а то и до 90%, то у нас — еле доходим до 75% из того сахара, который есть в корне. Хочу сказать, что механизмы регулирования цены сегодня есть. Цена — декларирована, закон — есть, соответствующие постановление — есть... Есть, правда, и некоторые трудности. Но собственникам заводов необходимо думать о переоснащении предприятий. И о цене на сахар — не в данный конкретный момент, а все время над этим работать.
— И все-таки цена на сахар упадет?
— Я бы не сказал, что сильно. Конъюнктура рынка складывается так, что существенных колебаний не будет. Разве что, скажем, форс-мажорные обстоятельства. Пока что наши расчеты показывают, что особенных скачков цены быть не должно. Они будут, безусловно, в случае, если люди получают сахар натуроплатой, в более сложных обстоятельствах находятся юридические лица. Но то количество сахара, которое выйдет на рынок от населения, в цене не должно измениться.
— Ощущает Минагрополитики давление со стороны хлебопроизводителей, после того как АМК активизировал работу в регионах по снижению цены на хлеб?
— Этот вопрос следует рассматривать в комплексе. Нельзя взять и снизить цену на хлеб. Тут есть комплекс вопросов, которые необходимо определить. До этапа, когда хлеб выпекается, следует определить, не является ли эта же компания владельцем мукомольных предприятий. И, скажем, какие условия поставки зерна на мельницу, муки на заводы. Кто этим занимается, какие структуры и предприятия? Это все вопросы АМК. Я не хочу утверждать. Есть комиссии по ценам при Кабмине и в областях, есть АМК. Подождем, пока они сделают выводы.
— Потенциальные монополисты в Министерство еще не обращались?
— Как правило, хлебзаводы — частные предприятия, акционерные общества и они не подчинены Министерству напрямую.
— Сейчас много говорят о возможном сокращении экспорта украинского молока. В бюджете предусмотрены дотации за производство качественного молока. Кого будут дотировать?
— Касательно бюджетных дотаций — следует подождать, пока бюджет будет принят. Тогда будем комментировать. Относительно уменьшения экспорта хочу сказать, что там, где экспортеры на внутреннем и внешнем рынках работают порядочно — проблем возникать не будет. Тем, кто занимался фальсификатом, конечно, будут поставлены вопросы. Везде есть свои нюансы, но, думаю, все будет хорошо.