Но внешне все выглядит вполне прилично. Бюджет бездефицитен. Доходы равны расходам и составляют 33 млрд. 433 млн. гривен. У премьер-министра Виктора Ющенко были все основания после голосования поблагодарить народных депутатов за поддержку и высказать уверенность о таком же плодотворном сотрудничестве с ними при обсуждении пакета из восьми законов, которые необходимо принять, прежде чем парламентарии смогут возвратить правительству свой долг — рассмотреть шесть еще не принятых статей бюджета. Эти бюджетные пробелы, которые рассматривают расходы на дотацию регионов, поддержку АПК, погашение задолженности по заработной плате, сооружение объектов, связанных с выводом из эксплуатации Чернобыльской АЭС, могут послужить камнем преткновения для большинства. Хватит ли ему приобретенного в короткий срок запаса прочности, для того чтобы выдержать еще одно (после принятия вышеуказанного закона) испытание?
Народный депутат Сергей Чукмасов отметил «Дню»: «Сердцем я этот бюджет принимаю, а умом — нет. Его принятие — это предмет политического компромисса, даже среди большинства. На чем этот компромисс в ближайшем времени может и закончиться».
Нынешняя бюджетная коллизия возникла по двум основным причинам. Первой были льготы. Парламент все-таки помнил о возможных досрочных выборах и потому не утвердил статью 62, которой правительство намеревалось приостановить в 2000 году действие льгот и компенсаций для населения. Зато принят перечень таких льгот, которые должны финансироваться из бюджетов всех уровней и назначаются существенно уменьшенному перечню граждан.
Второй причиной коллизии были и остаются междубюджетные отношения. Но все же правительство нашло рычаги, позволяющие свести к минимуму сопротивление региональных элит его стремлению быть скупым спонсором регионов. Парламентарии очень удивились, получив обращение представителей обладминистраций, убеждающее депутатов в том, что бюджет необходимо принимать, поскольку региональные интересы в нем уже должным образом учтены. В разговоре с «Днем» председатель бюджетного комитета Александр Турчинов заметил: «К сожалению, бюджет принят не в той форме, в какой он направлялся комитетом. Не смогли мы «дожать» увеличение доходной и расходной частей на 2,8 млрд. гривен. Соответственно, этот блок был отрезан в связи с тем, что парламентарии не проголосовали за изменения в налоговых законах. Личные проблемы возобладали... Соответственно, не пошли регионам 1,6 млрд. гривен, на погашение долгов по зарплатам и пенсиям — 700 млн. гривен, на проблемы АПК — 540 млн. гривен. Т.е. бюджет, сбалансированный в доходах и расходах, не сбалансирован с точки зрения региональной и социальной политики. Это оставляет неприятный осадок. Но еще есть шанс, что наш комитет при участии депутатов от регионов сумеет добиться изменений к закону о бюджете, которые обеспечат рост доходной и расходной части бюджета. За два недели это будет сделано.
И все же имеется серьезный плюс: страна с бюджетом. И эта наша ложка оказалась очень ко времени для правительства, которое сейчас проводит сложные переговоры с МВФ, именно выходя на такой трудный отрезок, как реструктуризация долгов. Я считаю, бюджет — это важный аргумент правительства. Тем более, других у него пока нет. Наш урезанный бюджет для МВФ — лучше не бывает, потому что доходы и расходы в нем занижены. Реальные доходы будут выше. Это позволит корректировать расходную часть и иметь ресурс для обслуживания долга...»
Значительно меньше оптимизма проявил в комментарии для «Дня» заместитель председателя бюджетного комитета Евгений Жовтяк: «Вчера парламент просто «кинули». Олигархи, отстаивая свои льготы на критический импорт, отложили на два недели, а может и навсегда, принятие налоговых законов и провели через координационный совет большинства соответствующее решение. Таким образом это лишило бюджет 1,6 млрд. гривен дополнительных доходов, которые предназначались местным бюджетам. Они остались непрофинансированными. Если бы вчера не проголосовали за бюджет, то Президент поговорил бы с олигархами «по-мужски», и они бы проголосовали за бюджет со всеми дополнениями. А так все принятые допущения относительно принятия налоговых дополнений в бюджет теперь неосуществимы, адресуются в космос».
Между тем, суммарные расходы на обслуживание государственного долга, предусмотренные бюджетом (исходя из прогноза среднегодового курса гривны 5,78 грн./$1), будут превышать 5,9 млрд. гривен, что составляет около 14,5% всех расходов сводного бюджета, или около 4% ВВП. Внешний долг Украины на конец 1999 г. достиг $12,6 млрд. Общие внешние выплаты Украины в 2000 г. оцениваются в объеме $3,1 млрд., в т. ч. правительства — около $2,2 млрд. Станислав Гуренко (КПУ) в интервью «Дню» назвал главный финансовый документ страны нынешнего года «бюджетом обслуживания внешнего и, в некоторой степени, внутреннего долга». И сейчас правительство добивается отсрочки выплат, стимулируя инвесторов хорошими условиями. Но сколько эти условия будут стоить украинским налогоплательщикам? «Информация об этом сегодня закрыта. У нас ее знает узкий круг людей, — сказал «Дню» заместитель председателя Союза налогоплательщиков Украины Александр Нарбут. — Впрочем, из имеющихся данных кое-что отыскать все же можно. Благодаря реструктуризации, долговые обязательства возрастут приблизительно на 40%. Это — цена, которую всем нам придется платить за реструктуризацию. Ведь номинальные условия не дают общественности реального представления о том, по какой цене проходит продажа обязательств (облигаций), поскольку предоставляемые дисконты (как раньше, так и сейчас) являются молчаливыми фигурами. А посему — принципиальную оценку действиям украинского правительства по внешним займам и роли отдельных личностей в этом придется давать новому парламенту и новому правительству».
И последний, самый интересный вопрос: а что означает принятый бюджет для «обычного» человека? Ответ на него, ясное дело, зависит от статуса «обычного» человека. Тем, у кого отберут какие-то льготы, частично что-то вернут из бюджета деньгами, а частично — нет. Те, кому платят «бюджетную» зарплату и кого таки не уволят, могут надеяться на более-менее регулярные выплаты. Немного лучше станет и пенсионерам, ведь пенсии тоже будут платить почти без задержек. «Малые» бизнесмены, имевшие выгоду от доступа к бюджетным ресурсам, могут готовиться к реорганизации, так как «порядок» от Ющенко не предусматривает их участия в выполнении бюджета, а вот «большие» бизнесмены еще повоюют, хотя и им стоило бы «диверсифицироваться». Одним словом, новое правительство сделало максимум того, что можно было сделать со старым бюджетом. Будет ли у него возможность составить действительно новый бюджет, который бы действительно обеспечил правительство средствами для «сервисного» обслуживания общества, — вопрос со многими неизвестными.