В соответствии с действующим законодательством, Кабинет
Министров должен не позднее 15 сентября направить в Верховную Раду проект
государственного бюджета на следующий год. Еще рано вдаваться в его анализ:
пока лишь известно, что госбюджет-2001 предусматривает ВВП 185 млрд. грн.
(реальный рост на 4 %), среднегодовой курс гривни 6,7 грн./$1 и нулевой
дефицит. Жаркие баталии по поводу принятия важнейшего для страны документа
еще впереди, но, похоже, что старт им уже дан. И поводом для этого стало
заявление министра финансов Игоря Митюкова о том, что в проекте бюджета
на 2001 год Минфин предлагает перейти на прямые финансовые отношения госбюджета
не только с областными бюджетами, но и с бюджетами городов областного подчинения
и районов. «Главная черта межбюджетных отношений на следующий год — это
применение объективных нормативных, так называемых формульных подходов
по определению как платежеспособности местных бюджетов, так и потребности
в их финансировании», — сказал И. Митюков. По его мнению, вносимые изменения
не только увеличат на местах стимулы по сбору доходов в бюджеты всех уровней,
но и будут более соответствовать нормам Конституции и законодательства
о местном самоуправлении. Однако оптимизм министра финансов не поддержали
представители региональной власти. На этой неделе на заседании Союза лидеров
местных и региональных властей Украины правительственной позиции был противопоставлен
«местный» взгляд:
Виктор ТИХОНОВ, председатель Луганского областного совета:
— Главное, чтобы в бюджете на 2001 год на местах оставалось
хотя бы до 40% собираемых средств. К сожалению, бюджет нашей страны из
года в год строится по принципу: все стянуть в Киев, а потом уже делить
по регионам. И зачастую распределение зависит, образно выражаясь, от «широты
улыбки» того или иного лидера региона, то есть делится абсолютно необъективно.
Мы долгое время добивались, чтобы выйти на формульное рассразу становится
понятно, почему одной области дали 500 млн. гривен, а другой — миллиард.
В этом году казалось, что это реально. Но, к сожалению, с самого начала
формульный подход искажается. Все дело в поправочных коэффициентах, или
коэффициентах выравнивания, которые применяются абсолютно необъективно.
Например, к Житомирской области применен коэффициент образования 23, то
есть она получит на 23% больше средств, чем другие области. Возникает вопрос:
чем это мотивировано? С одной стороны, очень хорошо, что Минфин дошел сегодня
до уровня городов. Только я уже говорил Игорю Митюкову: теперь у вас здесь
будут 700 городов и районов. Как вы с ними собираетесь разбираться? Мы
тушили раньше все пожары в области, а теперь как? Необходимо найти разумное
решение, иначе противоборство регионов с центром продолжится.
Владимир ТЯГЛО, председатель Харьковского областного
совета:
— Хотелось бы видеть бюджет каждой области самодостаточным
для обеспечения всех имеющихся статей бюджетного финансирования. В проекте
бюджета на следующий год для Харьковской области предусмотрено 784 млн.
гривен. Из них только 440 млн. гривен нужно отдать на зарплату бюджетным
организациям. Как же можно согласиться на такой бюджет? Меня очень часто
удивляет, что на уровне подготовки бюджета мы довольно легко находим общий
язык и с Кабинетом Министров в целом, и с Минфином в частности. Но когда
получаешь окончательный вариант проекта бюджета, переданный на рассмотрение
в Верховную Раду, понимаешь, что на всех наших договоренностях поставлен
жирный крест. Как можно допускать такое отношение к региональной власти?
Сегодня в Харьковской области собирается более 2 млрд. гривен, нам оставляют
часть. И на эти деньги мы должны полностью профинансировать все дотации
и субсидии населению. Либо их нужно ликвидировать, либо, перетягивая функции
региональной власти в центр, забирайте и эту обязанность. То же самое касается
и финансирования бюджетных организаций. Оставьте нам определенный процент
начислений от местных сборов для того, чтобы, с учетом общегосударственного
дефицита, профинансировать бюджетные организации. Но нет, мы все равно
перечисляем деньги в Киев, а потом ждем, поступят они обратно или нет.
А в Киев едут региональные «просители», и едут не с «пустыми руками». Раньше
в Украине было 27 бюджетов, а теперь будет 682. Во сколько раз увеличится
количество «просителей», едущих в Киев? Так есть ли в этом смысл, тем более,
когда для регионов заранее закладывается в бюджет страшный дефицит.