Вчера Кабинет Министров с опозданием в несколько дней направил на второе парламентское чтение проект Государственного бюджета Украины на 2004 год. Понятно, что это не стало следствием обеспокоенности, высказанной накануне бюджетным комитетом по поводу задержки правительством бюджетного процесса. Тем более, что данное заявление было сделано председателем комитета Петром Порошенко сразу же после встречи с первым вице-премьером и министром финансов Николаем Азаровым.
Впрочем, на бюджетный процесс значительно большее влияние оказала другая встреча. В среду Азаров докладывал о ходе подготовки проекта бюджета ко второму чтению Президенту. И Леонид Кучма поручил не менять в бюджете 2004 года систему налогообложения для малого и среднего бизнеса и сельскохозяйственной сферы.
Итак, новый вариант бюджета (дальнейшие данные размещены н а сайте бюджетного комитета) предлагается одобрить с доходами 60,7 ми ллиардов гривен и расходами 64 миллиардов. Напомним, что в про екте, вынесенном правительством на первое чтение, доходная часть (с учетом местных трансфертов) составляла 58,2 млрд. грн., расходная (также с трансфертами) — 59,6 млрд. грн., дефицит бюджета — 2 ,3 69 млрд. грн. Сейчас Кабинет Министров предлагает установить предельный размер дефицита на 2004 год около 3,43 млрд. гривен.
Пересмотрены макроэкономические показатели на 2003 и 2004 годы. Прогнозный номинальный ВВП в 2004 году увеличен на 9,5 млрд. грн. (до 283,5 млрд. грн.) по сравнению с первым чтением, индекс потребительских цен (то есть уровень инфляции) увеличен на 0,7% (до 6,7%). Среднегодовой обменный курс гривни к доллару США определен в пределах 5,38- 5,42 грн./1$ (против 5,42 грн./1$ в варианте первого чтения). Хотя глава Нацбанка Украины Сергей Тигипко на днях заявлял, что ориентиром НБУ на 2004 год будет 5,38 грн./1$... Итак, можно утверждать, что правительство или вынуждено быть более осторожным, или, по привычке, готовит для себя запасные аэродромы. В дни, когда специалисты Кабмина и Минфина работали над новым вариантом проекта бюджета, представленным сейчас в парламент, Н. Азаров выступил на общественных слушаниях. Он заявил, что правительство работает в направлении сбалансирования составляющих не только бюджета потребления, но и бюджета развития. По словам Азарова, в следующем году на фоне налоговой и пенсионной реформы заложены возможности роста внутреннего потребления — через уменьшение подоходного налога, и технологическое перевооружение промышленности — через повышение норм амортизации оборудования, введенного в строй после 1999 года.
Но наибольшей новостью бюджетного «поединка» между правительством и бюджетным комитетом стало предложение установить с 1 января 2004 года минимальную заработную плату в размере 205 грн. в месяц с восстановлением, начиная с 1 марта 2004 года, межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда работников бюджетной сферы. Правительство считает «проблематичным» введение минимума в размере 237 грн. (как предусматривалось ранее) да еще и с соблюдением соотношений. По его подсчетам, для этого необходимо было бы увеличить расходы на оплату труда на 5 млрд. грн. по сравнению с 2003 годом. По мнению правительственных чиновников, это приведет к разбалансированности бюджетов всех уровней, а также «прямо влияет на рост задолженности по заработной плате, приводит к высокой себестоимости продукции при низких объемах производства» в сельском хозяйстве. Минимальную зарплату — 237 грн. предлагается установить с 1 ноября и только по «доплатному механизму» (то есть без восстановления междолжностных соотношений).
Можно предположить, что именно это нововведение получит наибольший резонанс и в обществе, и в парламенте, где правительству придется выдержать атаки и слева, и справа. Ведь именно на этом вопросе парламентские фракции любят зарабатывать политические дивиденды.