Эмоции после выборов, как и прогнозировалось, уступают место подсчетам реального «урожая», собранного победителями выборов. С одной стороны, приятно ощущать себя победителем, лидером и тому подобное, а с другой, упомянутые ощущения, если они не подкреплены полученными после выборов властными полномочиями, не столько греют, сколько раздражают. Вспомните победителей прошлых парламентских выборов — коммунистов Петра Симоненко. Получив относительное большинство на выборах, украинские марксисты сформировали крупнейшую и самую дициплинированную фракцию в Верховной Раде прошлого созыва. И что, это им помогло, как говорят одесситы? Вся победа пошла в свисток «спикериады» и завершилась почетным поражением Симоненко на президентских выборах. Реальной власти тогдашние лидеры избирательной гонки так и не получили.
Вряд ли подобная перспектива устраивает нынешних относительных победителей в лице блоков Виктора Ющенко и Владимира Литвина. Оба блока хорошо знают, что такое власть и, несомненно, к этой власти стремятся. Хотеть не вредно никому, вот только законных путей конвертации парламентских мандатов в реальную власть реально не существует. Единственное, что может сделать парламент — выразить недоверие правительству. Все остальное — прерогатива Президента, что подтверждено соответствующими статьями Основного Закона.
Поскольку блок «За Еду!», точнее его участники, власть уже имеют (премьер-министр, четверо министров, глава президентской Администрации и так далее), проблема участия во власти всерьез стоит только перед «нашеукраинцами». Они даже заявляют устами не первых своих фигур о желании видеть своего лидера опять в премьерском кресле. Авторов этих заявлений можно понять. Они еще не успели забыть времена собственной небескорыстной «вхожести» в премьерский кабинет и мечтают о скорейшем восстановлении былого положения. Сам Ющенко по этому случаю пока молчит. Нетрудно догадаться, почему. Если целью выборов была должность премьера, то этого можно было добиться намного проще и дешевле — был бы Ющенко в прошлом году не такой самоуверенный, сидел бы он и до сих пор в премьерском кресле, добросовестно выполняя установки своего «названого отца». Нынешний поход Ющенко во власть вряд ли преследует только возврат потерянного. Так ли уж нужна «надежде нации» премьерская должность сегодня?
Можно себе представить реакцию вчерашних избирателей на назначение Ющенко премьером. Одни будут ждать срочного воплощения в жизнь того же «дела», которое намозолило глаза на предвыборных бигбордах. Другие будут радоваться каждому неудачному шагу правительства. Поскольку экономического чуда в стране не предвидится, а трудности, если не неминуемы, то вполне вероятны, избранный с таким вдохновением премьер будет терять свой рейтинг теми же темпами, которыми его партнеры по блоку будут пожинать плоды этого премьерства. И за два года бывший кумир части украинцев окончательно соединится в их представлении с властью, которую никто сильнее любить не станет, хоть бы там было десять Ющенко.
Намного более целесообразным для «нашеукраинцев» является сегодня громкое требование премьерства для Ющенко без надежды на результат. Не приняв предложение еще раз назначить своего «названного сына» руководителем правительства, Президент приблизится к созданию ему надежного плацдарма для победы на президентских выборах. На каждую неудачу власти «неназначенный» Ющенко сможет отвечать приблизительно так: не хотели меня — вот теперь извольте радоваться! В том, что это все дойдет до электората и еще больше повлияет на рейтинг лидера «Нашей Украины» или чего-то другого, во что, не исключено, трансформируется вскоре избирательный блок Ющенко, сомнений нет.
Есть ли шанс у руководителя «правительства без Ющенко» не поддаться на такие «правила игры»? Безусловно. Над поиском такого шанса, надеюсь, есть кому ныне работать, пусть и не за такие деньги, как перед выборами, но все равно не даром. Как не нужно работать — нынешняя власть должна бы уже как будто знать, если выборы ее чему-то научили.