Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ЧАЭС закроют — ЧЕРНОБЫЛЬ останется

15 декабря, 2000 - 00:00


Cегодня, в день закрытия ЧАЭС, мы завершаем публикацию цикла статей Любови Ковалевской, посвященных проблеме Чернобыля. Поскольку статьи эти вызвали большой читательский резонанс, мы выполняем просьбу многих авторов писем и еще раз напоминаем, в каких именно номерах «Дня» они публиковались: №№ 216, 221, 226,229. Любовь Ковалевская — журналист, которая в 1986 году, за два месяца до аварии на ЧАЭС, опубликовала анализ-прогноз проблем станции. После аварии Ковалевская работала с множеством документов, в том числе ДСП (для служебного пользования), в контакте со многими профильными структурами, в т.ч. за рубежом.

Итак, свершилось. Правители всех стран объединились вокруг закрытия Чернобыля (не только ЧАЭС), ставшего логической точкой ХХ века, символом эпохи ядерного насилия. Не снимая вины с СССР, нужно четко осознавать, что причины Чернобыля — в мировой гонке ядерных вооружений, в холодной войне и ее последствиях, а также в пресловутом человеческом факторе: любое государственное насилие совершается С ПОМОЩЬЮ ЛЮДЕЙ или их молчаливого СОГЛАСИЯ. Человечество очень медленно шло (и идет) ОТ ВАРВАРСКОГО ПАТРИОТИЗМА к цивилизации, то есть к гражданскому обществу (от лат. слова «цивис» — гражданин). К сожалению (и к трагедии), понятие ГРАЖДАНИН воспринимается в украинском обществе как НЕЧТО ВРАЖДЕБНОЕ, что только подтверждает его МАРГИНАЛЬНОЕ, НЕЦИВИЛИЗОВАННОЕ состояние. С таким обществом можно делать все... что угодно власти. Вот почему СЕГОДНЯ граждане в разных странах мира занимаются проблемами УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА: не только ПРИВЕТСТВУЮТ закрытие ЧАЭС, но и ВЫСТУПАЮТ ПРОТИВ достройки новых атомных блоков, ибо это звенья одной цепи.

Суть любого государства — ПРИНУЖДЕНИЕ, со степенью (силой) этого принуждения (насилия) соглашаются или НЕ соглашаются его граждане, ведь именно гражданин ПЕРСОНАЛЬНО и только гражданин вступает в непосредственные различные отношения с государством. И сегодня граждане ЧУЖИХ стран, протестуя, НЕ соглашаются прежде всего С ФОРМАЛЬНЫМ отношением к Чернобыльской катастрофе: остановив ЧАЭС и убрав слово «Чернобыль» из обихода, из употребления, а значит, и из памяти, из сознания людей, высокие чиновники из разных стран надеются на дальнейшее РАЗВИТИЕ ЯДЕРНОЙ ОТРАСЛИ, приносящей колоссальные прибыли в денежном выражении, но ОТНИМАЮЩЕЙ КАЧЕСТВО жизни землян. Общеземное повышение радиоактивного фона атмосферы, окружающей среды привело к изменению климата, сочетанию природных катаклизмов и усложнению их характера, к появлению многочисленных устойчивых вирусов и новых болезней или нового их течения, более агрессивного, с неожиданными многочисленными осложнениями, то есть сделало окружающую среду враждебной человеку на более тонком, невидимом уровне, — КЛЕТОЧНОМ, так как и сама радиоактивность — явление микромира (атома). Все это, в конечном счете, ведет К ДЕГРАДАЦИИ людей.

Шоу по закрытию ЧАЭС лишний раз подтверждает, что люди, причастные к АЭС и живущие в Славутиче, в этом призраке БУДУЩЕГО, останутся без защиты. Как остались один на один со своими проблемами жертвы Чернобыля 1986 г., и главная их проблема — низкое качество жизни, не позволяющее пострадавшим привести свое НЕЗДОРОВЬЕ (их нельзя вылечить!) В СТАБИЛЬНОЕ состояние, то есть не позволить болезням, вызванным облучением, прогрессировать, что неминуемо приведет (и приводит) их к гибели.

Уже сейчас украинские власти приводят солидные цифры финансовых средств, которые будут направлены НА НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ объекты, на второстепенные работы, абсолютно бесполезные, они зароются в зоне, прилипнут к рукам профессиональных «ликвидаторов последствий» (любых). И среди этих десятков и сотен миллионов есть одна худенька застенчивая цифрочка, обнажающая «скромность» нашей власти в отношении к своим гражданам, — немногим более 2 млн. на их защиту... Этот цинизм «реформаторов», гарантов и спецов, выдающихся государственных деятелей, такой обыденный и родной, такой привычный, как вторая натура, — не оставляет ни надежд, ни иллюзий. Ибо для чего существует государство, если не для людей, — для организации их жизни по единым принципам и законам? Но если в СССР человек не стоил ничего, то в независимом (от граждан) украинском государстве он стоит МЕНЬШЕ, ЧЕМ НИЧЕГО...

...Для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС были созданы различные структуры, которые «продолжают формально функционировать, тратя из истощенного бюджета Украины огромные средства, которые к тому же употребляются без заметного позитивного успеха», — скажет через восемь лет (1994 г.) после аварии заместитель министра Минчернобыля В. Холоша.

Но и через 14 лет после аварии эти структуры не только функционируют, но и разрослись неимоверно (в зоне переизбыток лишних людей!), но теперь безрезультатными функциями руководит сам В. Холоша. Например, организовывает захоронение хат из пустых сел... Зачем? Если загрязненная плутонием Припять стояла, стоит и будет стоять, потому что НЕТ В МИРЕ таких сил и средств, методов и технологий, чтобы очистить землю или объекты от плутония (вот почему и ЧАЭС после закрытия остается ОПАСНЫМ ядерным объектом). Зачем, если вся зона отчуждения (не 30 км, а 2 тысячи кв. км) — сплошной могильник, с более- менее пригодными грунтами для локального сохранения загрязнения, и нет никакого смысла переносить радиоактивную грязь (те же хаты) из одного места в другое. Но в том- то и дело, что смысл — в денежном хапке. Вот почему сейчас так много желающих быть главными ОТВЕТСТВЕННЫМИ за вывод АЭС из эксплуатации (100 лет собираются выводить!). И все, как на подбор, — украинские патриоты.

Правда, и «импортных» «патриотов» украинской зоны хватает: 80% средств, выделенных Западом, будут осваивать западные фирмы. Например, 10% собранных средств они уже израсходовали на... сбор и переправку данных по исследованию саркофага! И пришли к «неожиданному» выводу: опасен. Но еще в 1994 г. консорциум «Альянс», возглавляемый французской фирмой «Кампенон Бернард СЖЕ», по поручению Европейской комиссии работал над технико-экономическим обоснованием превращения саркофага в безопасный объект, профинансированный Европейским фондом «TACIS». И сделал выводы.

1. Существующий саркофаг не был рассчитан на предельные сейсмические нагрузки.

За этим выводом стоит опасение, что при землетрясении критическая масса ядерного топлива, которая рассосредоточена внутри саркофага, — к счастью, так, что не находится в критическом объеме (размере), — может быть сдвинута при подземных толчках в одно место, то есть в критический объем, в результате которого произойдет микровзрыв. Но именно тот факт, что критическая масса не заперта в саркофаге, как, например, в ядерной бомбе, дает возможность предположить некатастрофические последствия, то есть критическая масса разбросает сама себя. Естественно, произойдет обрушение саркофага. Но специалисты уже подсчитали, что за пределы зоны выйдет до 5% радиоактивности, при этом пострадает до 10% людей в зоне...

2. В связи с высоким уровнем радиации и состоянием существующих конструкций, невозможно продлить срок службы существования «Укрытия» до ста лет и более.

3. Блок «Б», соединяющий блоки №3 и №4 и поддерживающий общую вентиляционную трубу, также не рассчитан на возможные предельные сейсмические нагрузки. Таким образом, невозможно решать проблему блока №4 без учета существования блока №3.

Этот пункт также объясняет НЕОБХОДИМОСТЬ закрытия ЧАЭС.

4. Проведенный анализ состава радиоактивных отходов внутри саркофага подтверждает их высокую активность и долгий срок жизни (НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ ТЫСЯЧ ЛЕТ. — Выделено Л. К. ). В этих условиях новый саркофаг должен быть рассчитан на демонтаж старого, который является источником радиоактивных загрязнений. В противном случае новый саркофаг может стать новым источником радиационной опасности в связи с тем, что срок его службы не сравним со сроком жизни радиоактивных отходов.

Не обольщайтесь! Демонтажа старого — не будет. Не будет и тяжелого второго укрытия (более надежного), так как его создание «не влезет» в $260 млн., выделенных на саркофаг. И технологий, позволяющих демонтировать старый и убрать из него смертельно опасные отходы (человек не может их выгребать, как раньше, лопатой), В МИРЕ ТАК И НЕ ПРИДУМАЛИ. Будет сверху такой себе шатерчик к 2007 году (а проблема — для умных потомков, гарантов не бумажных конституций, а жизни людей)...

5. Чтобы обеспечить возможность демонтажа старого саркофага, новый должен быть герметичным... не представляется возможным построить герметичную оболочку для блока №4, если одновременно не сделать общего покрытия 4 го и 3-го энергоблоков.

Негерметичный сегодняшний саркофаг, естественно, способствует выходу радиоактивности наружу (до 2% — считают спецы). Но способствует и выходу теплоты, что очень важно. Все это время действует и система пылеподавления, проще говоря, льется вода, липкая и необычная, с нейтронными поглотителями.

Но под саркофагом, на нижних отметках, то есть в нижних помещениях, уже скопилось приблизительно пять тысяч кубометров радиоактивной воды (жидкие РАО), в которой растворяется уран (растворимые соли урана). Происходит диффузия воды, то есть она просачивается сквозь бетон... И шатерчик никоим образом не решит эту проблему. Да ее и не собираются решать нынешние спецы — все потомкам, все потомкам... чтобы им жизнь раем никогда не показалась. А «патриоты» вам расскажут про нехватку электроэнергии (хотя планы по ее выработке перевыполняются), расскажут, как мы могли бы процветать, если бы ЧАЭС работала и приносила в казну пару сотен миллионов долларов. И в очередной раз призовут к национальной идентификации, чтобы вы никогда не научились быть гражданами, уверенными в том, что от гражданской позиции КАЖДОГО зависит любой результат, любая причина и следствие. И не помогут нам даже самые правдивые статьи, если мы сами себе не научимся помогать, не захотим стать цивилизованными людьми, то есть гражданами с правами и обязанностями, с ответственностью за все, что происходит в Украине, не на словах, а на деле.

Все мероприятия по выводу ЧАЭС из эксплуатации и повышению безопасности саркофага будут осуществляться особым подразделением, за руководство над которым бьются сегодня претенденты на доходное место, о чем я уже говорила. Это государство в государстве, такая себе свободная экономическая зона, оффшор, эльдорадо... И никакая радиация им не страшна, так хочется... жить красиво. И это в то время, как поверхностное загрязнение зоны оценивается в 110 тысяч кюри цезия-137, 127 тысяч кюри стронция-90 и 800 кюри радиоизотопов плутония. Это без учета мест локализации РАО и промплощадки ЧАЭС. 180 тонн (лично я думаю, что меньше) ядерного топлива и огромное количество РАО находится в саркофаге. К РАО самой ЧАЭС, накопленным за время эксплуатации (более 2500 кубометров твердых и 20 тысяч редких отходов), добавятся те, что будут накапливаться в процессе выведения ЧАЭС из эксплуатации. Это отработанное ядерное топливо: около 14 тысяч тепловыделяющих сборок, что находятся в хранилище ОЯТ. Это 800 пунктов временной локализации РАО, в которых сосредоточено около 1 млн. кубометров отходов суммарной активности приблизительно 380 тысяч кюри. Это пруд-охладитель ЧАЭС, вмещающий 160 млн. кубометров воды со средней концентрацией стронция 200 пикокюри на литр, а в его донных отложениях сконцентрировано до 3,5 тысячи кюри цезия, 800 кюри стронция и 3 кюри изотопов плутония.

В составе радиоактивных выпадений зоны отчуждения преобладают цезий, церий, стронций, европий (наиболее долгоживущие продукты деления), а также трансурановые элементы (ТЭУ): плутоний-238, 239, 240, 241, америций-241, кюрий-243.

Суммарная альфа-активность ТЭУ имеет сегодня четкую тенденцию к повышению за счет превращения бета-активного плутония-241 в долгоживущий альфа-излучатель америций-241. И это повышение будет продолжаться (нарастать) еще 50 лет, чтобы потом на века остаться практически неизменным (так велик период полураспада).

Продолжается увеличение содержания мобильных (водорастворимых) форм стронция, загрязнение грунтовых вод в зоне...

Не лучше ситуация и за пределами зоны, на загрязненных радионуклидами территориях, где живут миллионы людей.

Так что же мы можем? — спросят читатели. Занять достойную гражданскую позицию в отношении ядерной энергетики (ядерного насилия), быть последовательными в ее отстаивании.

30 ноября 2000 г. четверо граждан Украины (Н. Преображенская, Ю. Урбанский, Т. Мурза и автор этих строк) в Лондоне пикетировали здание ЕБРР, где проходило предварительное совещание больших чиновников о выделении средств Украине на достройку атомных блоков. Пикет (и конференция) были организованы международным ГРИНПИСОМ. Четверых уже было достаточно, чтобы чиновники ознакомились с нашей точкой зрения и нашими аргументами, приобщили их к делу. Нас поддерживали граждане разных стран, нам сочувствовали полицейские. И никого не интересовала ничья национальность...

Любовь КОВАЛЕВСКАЯ, писатель, независимый журналист
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ