Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чайный сервиз как примета времени

В Музее декоративного искусства открылась выставка фарфора
7 июля, 2005 - 20:02
СЕРВИЗ ВРЕМЕН «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА» / ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА / «День»

На выставке под названием «Чайная посуда ХVIII—XX веков. Стиль эпохи» была представлена коллекция изделий фарфоровых и фаянсовых предприятий Украины из фондов музея. «Название выставки говорит само за себя и уже определяет главную ее цель, — отметила ее организатор, заместитель директора по научной работе Людмила Белоус, — а именно показать эволюцию в искусстве и в работе мастеров. Она отличается своеобразием художественного языка, демонстрирует эволюцию общеевропейских стилей, характерных для определенных исторических периодов».

Экспозиции Корецкого (1784—1831гг.), Городницкого (1807—1917гг.), Барановского (основан в 1804 году) заводов выделялись проявлением стиля классицизм и его завершающей фазы — стиля ампир. Эти изделия привлекали внимание посетителей утонченностью и грациозностью форм. А вот художественным направлением чайных сервизов Волокитинского фарфорового завода (1837—1867 гг.) был стиль «второе рококо», который привлекал манерностью и изысканностью оформления. Середина ХХ века представлена авангардными течениями, соцреалистическими и народными традициями. На чайных сервизах изображены портреты И. Сталина, членов Политбюро, героев труда. Также на них изображены трудящиеся на колхозных полях, заводах, тексты Советской Конституции и т.п. Интересным периодом в деятельности Киевского экспериментального керамико-художественного завода (основан в 1924 г.) была творческая работа группы мастеров декоративной росписи из села Петриковки Днепропетровской области.

«Вообще, искусство — это непрерывность взаимодействия традиций в концепции современности. Мы это можем проследить во всех видах искусства. К большому сожалению, относительно производства фарфора, традиции тех веков в современность почти не передаются. Сейчас на заводах массово производят посуду, а каких то эксклюзивных работ почти нет», — рассказывает директор Музея украинского народного декоративного искусства Андриана Волец.

На выставке представлено более 5 тысяч единиц изделий. Многие предметы экспонируются впервые. «Что касается материальной стоимости, то эти шедевры бесценны. С точки зрения художественной ценности они непревзойденны. И легко могут соперничать с японскими и китайскими фарфоровыми изделиями», — поделилась своими впечатлениями Зоя Чегусова, ученый секретарь украинской секции Международной ассоциации арт-критиков.

К сожалению, за рубежом эти изделия не выставлялись, но руководители музея надеются на то, что когда-то мир увидит эти коллекции.

Ирина КОНОНЕНКО
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ