Накануне саммита СНГ, который вчера с третьей попытки начался в Москве, Борис Ельцин заявил, что он не считает, что СНГ «рассыпается». И тут же премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко сделал открытие: «Структура СНГ просто не работает. О каких тогда отношениях можно говорить?» (цитируется по Интерфаксу). Всем, кажется, уже все понятно с этим Содружеством — кроме разве что самих президентов. Многое стало ясно и с чувством достоинства нашего Президента — как собственным, так и государственным — когда Леонид Кучма согласился принять участие в закрытом заседании глав государств СНГ, которое пройдет в кабинете Ельцина. Хозяина. Который, возможно, в это искренне верит, а наши — его в этом не разубеждают.
СНГ давно превратился в клуб, в котором просто собираются, и то с каждым годом делать это все сложнее, и который приносит какую-то пользу только его чиновникам. Как политбюро накануне краха СССР. СНГ давно превратился в привычку. И для наших руководителей все еще привычно ехать по первому зову на поклон в Москву, стараться не нервировать Хозяина. Привычкой осталось говорить бессмысленные слова о содружестве, сотрудничестве, взаимопонимании, интеграции, которых никогда не было и не будет — вспомните хотя бы историю с сахаром или с харцызскими трубами.
Саммиты вроде бы посвящены коренным реформам СНГ, о которых заботился еще бывший исполнительный секретарь Содружества Борис Березовский. Ему не удалось преобразовать СНГ в зону свободной торговли (и не более того), как хотела Украина. Не удастся, очевидно, и его преемнику, кто бы им не стал (среди кандидатов называются фамилии россиян Бориса Пастухова, Леонида Драчевского, Олега Сысуева, украинца Сергея Тигипко). Не удастся, возможно, потому, что СНГ уже просто никому не нужно — в том числе и России. Тем более, что в случае отказа от всех надгосударственных структур она просто теряет легитимные способы давления. Грузия, например, разочарована в СНГ из-за нерешенности абхазской проблемы. Поэтому она уже твердо решила заботиться о своих собственных интересах — возрождении «Великого шелкового пути», экспорте каспийской нефти, большем сближении с Украиной и Узбекистаном — об этом шла речь во время киевского визита министра иностранных дел Грузии. Узбекистан, как и Грузия, заявил о выходе из Ташкентского договора о коллективной безопасности и явно рассматривает аморфное образование ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) как перспективную альтернативу СНГ. Украина не говорит что-либо конкретное, но в том случае, если нефтегазовые потоки к ней действительно будут идти не только из России, и для нее поддержание видимости жизни мертворожденной структуры потеряет всякий смысл. Другие — Беларусь, Казахстан, Киргизстан — в поисках своего пути.
Единственное, чем оперируют сторонники реанимации СНГ, — огромное количество принятых документов, ни один из которых не работает.