Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Черная суббота космонавтики

4 февраля, 2003 - 00:00

Уже вечером в субботу НАСА официально объявила о гибели всех астронавтов. Чуть позже было объявлено об обнаружении частей тел, вероятно, принадлежащих членам экипажа «Колумбии». Обломки шаттла находят в зоне радиусом до 190 км. Для расследования причин аварии созданы три независимые комиссии.

«Колумбия» была своего рода символом американской космонавтики. Это первый челнок, побывавший на орбите. Его строительство началось еще в 1975 году, а первый его запуск состоялся в 20-ю годовщину первого полета человека в космос — 12 апреля 1981 года. С тех пор шаттл неоднократно модернизировали, а в 2001 году даже собирались списывать.

Нынешний полет был для «Колумбии» 28-м. Его программа была полностью посвящена научным экспериментам, в ней не предусматривались ни стыковка с Международной космической станцией, ни выходы в открытый космос — и, соответственно, осмотр корпуса снаружи, — ни ремонт космического телескопа «Хаббл». Руководитель НАСА Шон О’Киф считает, что для выяснения причин трагедии понадобятся «дни, недели, месяцы», сообщает space.com. Однако несколько версий существует уже сейчас. Еще при старте кусок обшивки топливного бака ударил по левому крылу, в результате чего могло быть повреждено термостойкое покрытие корабля. Об этой проблеме было известно, но в НАСА не сочли ее критической, поскольку подобное случалось и раньше. Тем не менее, версия отрыва одной из жаропрочных плиток при входе в атмосферу и последующего разрушения всего термопокрытия считается одной из основных. Наряду с этим рассматриваются версии входа в атмосферу под неправильным углом, усталостного разрушения конструкции, выхода из строя одной из жизненно важных систем. Особенности посадки шаттлов таковы, что ни второй заход на посадку, ни какое-либо маневрирование невозможны. Некоторые эксперты, как сообщает cosmoworld.ru, даже сравнивают приземляющийся шаттл с кирпичом или утюгом: «Если корабль сошел с орбиты, у него уже нет возможности вернуться обратно». При посадке корпус подвергается воздействию высоких температур, до 2000 градусов Цельсия и выше, а также огромным физическим нагрузкам. При возникновении же серьезной нештатной ситуации при посадке спастись астронавтам практически невозможно. Бывший специалист НАСА по предполетному обслуживанию с 36-летним стажем Дон Нельсон обвинил в гибели челнока руководство НАСА, которое, по его мнению, не уделяло должного внимания вопросам безопасности полетов, так как в последние годы количество технических проблем с шаттлами значительно возросло, сообщает «Вашингтон пост». Версия теракта исключается, поскольку челнок двигался на огромной высоте с огромной скоростью, а пронести на борт какое-либо взрывное устройство считается невозможным.

Кстати, именно на этом челноке летал в космос первый украинский астронавт Леонид Каденюк. Тогда в состав экипажа входила и Калпана Чаула, первая индийская женщина-астронавт, для которой нынешний полет стал последним. На борту находился и первый израильский астронавт Илан Рамон, кстати, полковник ВВС Израиля, участник арабо-израильской Шестидневной войны 1973 года и налета израильских ВВС на иракский ядерный реактор в 1981 году.

Президент Буш выступил с коротким обращением к нации, в котором воздал должное героизму астронавтов. В связи с гибелью шаттла «Колумбия» Буш распорядился приспустить государственные флаги на всех американских государственных учреждениях как на территории страны, так и за рубежом. Буш подчеркнул, что космическая программа США сворачиваться не будет. «Наше путешествие в космос продолжится», — сказал американский президент.

Для Израиля и Индии гибель «Колумбии» стала национальной трагедией. В Израиле объявлен траур. Президент Украины Леонид Кучма выразил соболезнование народам США и Израиля в связи с гибелью астронавтов «Колумбии», сообщает Интерфакс-Украина. Соболезнования американскому и израильскому народам прислали также президент России Владимир Путин, британский премьер Тони Блэр, президент Франции Жак Ширак, премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми, председатель КНР Цзян Цзэминь, сообщает РИА «Новости». Генсек ООН Кофи Аннан заявил, что трагедия касается всего человечества, поскольку «исследование космоса не знает национальных границ». Папа Римский Иоанн Павел II молился за астронавтов во время службы. Свои соболезнования семьям погибших американских и израильского астронавтов выразили глава Палестинской автономии Ясир Арафат и руководство Кубы.

Российские космонавты считают катастрофу личной потерей. «Космонавты и астронавты — одна большая семья, я сам, и все мои коллеги ощущают эту трагедию как персональную потерю», — заявил Юрий Усачев, командир экспедиции посещения МКС.

Каковы бы ни были причины катастрофы, однако уже сейчас ясно, что все существующие сегодня космические программы претерпят серьезные изменения. В первую очередь это касается Международной космической станции (МКС). Не секрет, что основные работы по обслуживанию функционирования станции выполняли именно американские шаттлы. Теперь же челноки как минимум год будут «на приколе». Специалисты Росавиакосмоса считают, что Россия не сможет в ближайшее время компенсировать это полетами российских кораблей, даже если уровень финансирования сравнится с НАСА, сообщает cosmoworld.ru.

Скорее всего, программа строительства МКС затормозится, а сама станция на определенное время будет законсервирована. Пессимисты же побаиваются, что МКС вообще придется затопить, как это в свое время было проделано со станцией «Мир». Впрочем, о сворачивании американской программы, видимо, речь не идет. Однако то, что она подвергнется изменениям, несомненно. А шаттл взамен «Колумбии», как заявили представители НАСА, строить не будут, а новое поколение космических кораблей появится не ранее, чем через 10—15 лет. Константин ЗОРКИН, «День»

КОММЕНТАРИИ

Леонид КАДЕНЮК, первый космонавт независимой Украины. В 1997 году он находился в составе 24-ой миссии челнока «Колумбия», который и потерпел катастрофу на прошлой неделе. Агентству Интерфакс-Украина он сообщил, что собирается отправиться в США на церемонию прощания с погибшими американскими и израильским астронавтами:

— Что, по вашему мнению, могло стать причиной катастрофы?

— Я бы связал их с физикой, особенностями спуска корабля с орбиты. Корабль набирает очень высокую скорость, из-за чего сильно нагревается. Задача экипажа космического корабля — затормозить ту скорость, которая существует на орбите. Речь идет о первой космической скорости, равной восьми километрам в секунду. Вес шаттла — около восьми тонн, чрезвычайно велика кинетическая энергия. Из-за этих факторов корабль во время спуска нагревается до 2000 градусов, а то и больше. Нагревание происходит, конечно, не по всему корпусу, а больше на днище корабля, нижней части, поскольку шаттл пробивает атмосферу и входит в нее плашмя. Чтобы выдержать высокую температуру, корабль обклеивается специальной термозащитной плиткой, чтобы она и «брала на себя» температурное воздействие. Размеры плитки составляют приблизительно 15 на 15 сантиметров, корабль полностью обклеивается ею. Если плитка отлетает во время спуска, то в результате может произойти прогорание конструкции корабля, разгерметизация и проникновение пламени, окутывающего корабль во время спуска. Это в свою очередь может привести к взрыву, который, согласно сообщениям, и произошел на шаттле «Колумбия». На мой взгляд, причиной последней трагедии стало нарушение термозащитных плиток. Но почему именно они разрушились, предположения могут быть самыми разнообразными. Существуют версии, что во время старта оторвалась часть конструкции ракетоносителя и ударила его по левой консоли крыла. Возможно, вследствие этого удара и отлетело несколько плиток. Это основная версия, хотя, понятно, могут быть и другие.

— Это не связано с возрастом корабля?

— Нет, подобное исключено. Шаттл рассчитан на сто полетов, а это был только 28-й. Поэтому о старости говорить неуместно. Хотя и это могло сыграть определенную роль. Самый первый корабль из серии «спейс-шаттлов» стартовал в космос еще 12 апреля 1981 года. С тех пор корабль осуществил 28 полетов.

— Трагедии можно было избежать?

— Трудно сказать. Во избежание катастрофы нужно предпринимать превентивные меры, нужно делать все, чтобы их не происходило. Космические корабли перед полетом очень тщательно проверяются, космонавты проходят подготовку, делается все необходимое, чтобы катастрофа не случилась, проводится подготовка всех бортовых систем. Но учесть все непредсказуемые обстоятельства невозможно. Они, разумеется, бывают, и их не всегда учтешь. Это нередко и приводит к каким-то отказам или, к сожалению, авариям.

— Некоторые американские политики заявили, что катастрофа шаттла рано или поздно все равно бы произошла из-за постоянного урезания средств на космические цели...

— Не думаю. Соединенные Штаты не экономят на безопасности полетов.

— Какими могут быть последствия для космонавтики после катастрофы «Колумбии»?

— Вам известно, что в космонавтике периодически происходят катастрофы, но ничего не останавливается. Космонавтика не прекращает свое существование, люди продолжают летать в космос. В 1986 году произошла катастрофа такого же космического корабля «Челленджер». Были выяснены причины, и работа продолжилась.

— Поговаривают, что трагедия с «Колумбией» похоронит программу по строительству Международной космической станции и вообще прекратятся полеты человека в космос...

— Нет, ни в коем случае этого не произойдет. Все это домыслы. Президент США Джордж Буш заявил, что полеты продолжатся. Американские корабли, действительно, обслуживают МКС, доставляют туда космонавтов, грузы. На шаттлах возят большие конструкции для того, чтобы достраивать орбитальную станцию. На российском «Союзе» этого не сделаешь, поскольку он берет только до пяти тонн груза. Поэтому последняя катастрофа может привести не к прекращению, а к небольшому застою.

— Вы согласны с мнением экспертов, что сейчас появились некоторые шансы закрепить свои позиции у других космических государств — России и Китая?

— Не исключено. Россия, действительно, имеет очень большой опыт и в плане орбитальных станций, и вообще космической техники.

Юрий АЛЕКСЕЕНКО, руководитель Центра информационных связей государственного конструкторского бюро «Южное», Днепропетровск:

— Многоразовые космические корабли, тем более пилотируемые — не наш профиль. Конечно, в советские времена конструкторское бюро «Южное» разрабатывало разгонный блок для аналога американских шаттлов — «Бурана», поскольку мы всегда занимались ракетоносителями. Однако к самой «птичке» КБ «Южное» не имело никакого отношения — многоразовый космический корабль разрабатывали наши российские коллеги. Поэтому им проще судить о том, какие последствия для космонавтики будет иметь или может иметь катастрофа американского шаттла «Колумбия». Насколько я знаю, эти космические «челноки» имеют большой грузовой отсек и поэтому многие грузы для международной космической станции «Альфа» способны доставлять только они, а одноразовые ракетоносители выполняют свою задачу. Могу лишь заметить, что в советские времена создатели «Бурана» с блеском справились со своей работой. Космический «челнок» был посажен на Байконур после полета в автоматическом режиме без пилотов. И это было большое достижение. Однако потом Советский Союз распался, финансирование прекратилось — на том все и закончилось.

Подготовили Сергей СОЛОДКИЙ, Вадим РЫЖКОВ, «День»

Константин ЗОРКИН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ