Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Честный разговор»

Бизнес опасается, что предвыборные обещания придется «выполнять» ему
19 января, 2005 - 20:20

Первая декада нынешнего года ознаменовалась повышением цен на продукты питания. По данным мониторинга цен, ведущегося Минэкономики, за это время говядина подорожала на 2%, свинина — на 1,3%, сало — на 0,4%, яйца куриные — на 4,5%, колбасы вареные — на 0,6%, молоко — на 0,5%, масло — на 0,3%. Выросли также средние уровни цен на гречневую крупу и рис (на 0,4% и 0,3% соответственно). Как отмечается в сообщении Минэкономики, возможно дальнейшее повышение цен на мясо и мясопродукты.

Вступая в избирательную гонку, ныне уже экс-глава украинского правительства Виктор Янукович сделал главную ставку на социальные обязательства власти и щедро расходовал бюджетные средства на их выполнение. Соответственно и второй кандидат — Виктор Ющенко, избранный президентом страны по итогам переголосования, также не отставал. Обязательства, принятые им, не менее высоки. Более того, они одобрены избирателями в ходе выборов, и их нельзя не выполнять. Но не станут ли социальные программы, принятые в ходе избирательной кампании, неподъемным грузом для экономики Украины? Пожалуй, это именно тот вопрос, который волнует сегодня экономически активную часть граждан и бизнес. Ведь впереди парламентские выборы. Понятно, что и на них социальные программы и их осуществление будут в центре внимания всех партий, стремящихся получить места в законодательном органе страны и возможность формировать будущее правительство. Не накроет ли Украину волна популизма?

Такая угроза есть. В конце прошлой недели Верховная Рада сумела уверенно преодолеть вето Президента на закон об утверждении прожиточного минимума на 2005 год в размере 423 грн. «За» проголосовали 365 из 417- ти депутатов. Было ли это до конца продуманным и ответственным решением? Комментируя его, глава парламентского бюджетного комитета и один из вероятных кандидатов на пост премьер-министра в новом правительстве Петр Порошенко отметил, что повышение прожиточного минимума в Украине до 423 грн. в месяц повлечет дополнительные расходы государственного бюджета 2005 года в пределах 1,5 млрд. гривен. В то же время, по его мнению, выполнение социальных обязательств государства в связи с увеличением прожиточного минимума реально. «Мы за него голосовали, это была наша позиция, мы настаиваем на том, что государство должно честно смотреть в глаза людям и честно говорить: да, действительно, мы не собираемся переубеждать кого-то, что для проживания в этом государстве хватит 250—280 гривен», — заявил Порошенко. По его словам, новый прожиточный минимум является обязательством государства приблизить уровень доходов населения к этой сумме. «Это пример честной беседы с государством», — добавил он.

Глава бюджетного комитета уверен, что доходы обновленного государственного бюджета страны на 2005 год можно увеличить на 10 млрд. гривен, не изменив при этом уровень дефицита и объем заимствований. Порошенко намерен идти «путем расширения налоговой базы, отмены льгот по субъектам хозяйствования, ликвидации свободных экономических зон — ликвидации там частично льгот по оплате основных, образующих налогов». Он рассчитывает, что с принятием нового Налогового кодекса удастся существенно расширить базу налогообложения, увеличить доходную часть бюджета, в котором будут учтены все обязательства, с которыми команда Виктора Ющенко шла на президентские выборы. При этом Порошенко также отметил, что оппозиция ранее поддержала принятие госбюджета-2005, внесенного правительством, руководствуясь необходимостью обеспечить своевременную и в полном объеме выплату повышенных социальных обязательств, в частности по пенсиям.

Бюджетные миллиарды неплохо выглядят на бумаге, но будут ли они столь же непринужденно и элегантно поступать в казну? Однопартиец Порошенко и еще один номинант на пост премьера, народный депутат Виктор Пинзенык считает, что страна впервые столкнулась с ситуацией, когда 30% Пенсионного фонда надо дотировать, поскольку он оказался на треть пустым и не в состоянии обеспечивать выплаты пенсионерам. Он также настаивает на радикальном пересмотре госбюджета. Однако, по мнению Пинзеныка (и в этом с ним, похоже, согласен и.о. премьер-министра Николай Азаров), государство будет вынуждено пользоваться инструментом доплат, пока не будет повышена на 20— 25% заработная плата, чтобы бюджетный сектор вместе с производственной сферой дал надежную базу формирования Пенсионного фонда. «В новом варианте бюджета нужно провести маневр ресурсов и на первых порах сократить другие статьи расходов, «перебросив» их на зарплаты. Это решение обеспечивает увеличение доходов, потому что положительно влияет на рост национальной экономики. 10 миллиардов гривен дополнительного роста зарплат в бюджетной сфере — это хороший стимул роста внутреннего спроса», — сказал экономист, не понаслышке знающий инфляционную цену таких объемов денег, вбрасываемых в сектор потребления (очередной урок мы получили в конце нынешнего года). Как намеревается правительство обезопасить страну от воздействия нового инфляционного витка? Какие средства будут использоваться для повышения зарплат и пенсий? Ответ пока не прозвучал.

Недоговоренностей в этих вопросах опасается украинский бизнес. Генеральный директор компании «Concorde Capital» Игорь Мазепа называет принятый Верховной Радой бюджет- 2005 непрозрачным и декларативным. По его словам, обязательства и одного, и другого кандидата были направлены в основном на социальную сферу, во многом пересекались и на самом деле практически совпадали. Мазепа сомневается, что эта часть предвыборных обязательств будет в полной мере исполнена в связи с возможными трудностями в наполнении доходной части бюджета. Бизнесмен указывает, что некоторые высказывания кандидатов на правительственные должности свидетельствуют о том, что «речь идет не о том, чтобы повысить эффективность администрирования и собираемости налогов, а о расширении налоговой базы, то есть о новых налогах»... То есть бизнесу «предложат» ответить за предвыборные обещания. Если правительство не найдет источники новых доходов бюджета либо не повысит эффективность сбора средств от существующих, то без этого выполнить социальные обязательства предыдущего правительства будет очень тяжело. А новому президенту вряд ли захочется урезать то, что было обещано и, кстати, начало выполняться до него.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ