Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что будет после..?

19 сентября, 1996 - 19:14
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Что-то не «зажигает» эта избирательная кампания. Какая-то скучная и вялая. Разве что Виктор Янукович и Юлия Тимошенко, разъезжая по регионам, немного развлекают народ. (Вернее, не разъезжают, а следуя последней политической моде, летают на вертолетах.)

Последний перл от Тимошенко: «Если вы вдруг решили голосовать за Партию регионов — я вас прошу, пожалуйста, сходите в церковь и снимите с себя порчу». У Виктора Януковича «юмор» попроще. Мол, Тимошенко в роли премьера, «как корова на льду».

Похоже, настоящее веселье начнется уже после выборов. Начнутся суды, коалициады и спикериады... А может и не начнутся. Может, сбудется оптимистический прогноз Виктора Балоги и коалиция будет создана за два часа. Хотя верится с трудом...

А еще намечаются референдумы. И БЮТ и Партия регионов насобирали по три миллиона подписей. Правда, эсдеки в свое время тоже насобирали заветные три миллиона — ждут проведения референдума по сей день.

Мы попросили наших региональных экспертов сделать прогноз: что будет после 30 сентября? Будут ли судебные разбирательства? Следует ли настраиваться на долгую коалициаду? Будут ли проведены референдумы?

Елена СТЯЖКИНА, доктор исторических наук, профессор кафедры истории славян Донецкого национального университета:

— Что будет после выборов? Будет жизнь. Будут уроки, сессии. Будут научные конференции. Все будет нормально. В стране, которая давно не рассчитывает ни на какую из элит, все будет нормально. Неверие в «хороших политиков» — это болезненный, но вполне состоятельный способ гражданской самоидентификации. Мы у себя одни. Поэтому надо работать и вырабатывать новое отношение к себе, к своему труду, к своим обязанностям. А с этим придет и понимание своих прав. Мы будем расти как общество. Добро и зло как ценности, ненужные элите, примут свои нормальные абсолютные очертания. Вероятно, люди в обычной жизни актуализируют понятия совести, стыда, раскаяния.

А политики будут ссориться, мириться, предавать, вступать в коалиции, участвовать в марафоне социальных обещаний. Но на фоне понимания, что есть стыд, а что совесть, для нормальных людей это будет выглядеть как «реалити- шоу» или как скачки. Некоторый интерес к «политическому процессу» еще останется. Но новости о нем будут также полезны, как прогноз погоды. То есть в случае чего — берем зонтик, сапоги и ничего не боимся.

Политика и наша так называемая элита — это не навсегда, а, значит, преодолимо. Конечно, хотелось бы становиться страной в условиях, когда лидеры как Гавел, Гарибальди или де Голль. Но — что выросло, то выросло. Вероятно, на каком- то этапе мы были достойны этой элиты. Но на сегодняшнем — она уже не достойна нас. Мы выросли. И после выборов мы снова станем старше. И у нас не будет чудес, но мы сами — будем.

Мы можем рассчитывать только на себя. И эти шестнадцать лет показали, что мы можем на себя рассчитывать. Скорее — вопреки политической ситуации и политической элите, чем благодаря ей.

После выборов будет жизнь и будет шоу. Нормальная, большая жизнь с работой, любовью, борщами, ссорами, выговорами от начальства и премиями от него же. И ненормальное политическое шоу с борьбой «за простого человека», которая будет осуществляться из особняков, «бентли», яхт и бутиков.

Но, чем больше будет жизнь, тем меньше и смешнее будет шоу.

Поэтому после выборов все будет хорошо. У людей все будет хорошо.

Айдер ЭМИРОВ, директор Республиканской крымскотатарской библиотеки имени Гаспринского:

— Дело в том, что украинский кризис — он многоплановый, и с устранением одного фактора, то есть решением вопроса о власти во время выборов, не устраняются многие другие его составляющие — противоречия в Конституции и вообще в правовой системе, недостатки избирательной, судебной, территориально-административной, партийной и других систем. После выборов они будут предметом ожесточенных споров и причиной новых противоречий между политическими силами. Поэтому этот кризис быстро не может закончиться.

Подобными сложными процессами характеризуется начальный, то есть «детский» период каждой демократии, и в той или другой степени через него прошли все государства, которые переходили на этот тип правления.

В то же время нельзя и ожидать, что после выборов станет проще жить. После 30 сентября страну ожидает период судебных споров. Он может быть коротким, но может быть и затяжным, и сложным — это зависит от того, как стороны будут договариваться между собой. Поэтому я думаю, что длительной коалициады не будет, сама жизнь заставит оба лагеря договорится между собой быстро и эффективно, зато потом начнутся сложные переговоры между двумя политическими лагерями, которые не будут простыми.

В такой обстановке многие предвыборные идеи и предложения, которые сейчас кажутся жизненно важными, перестанут быть актуальными и их просто отложат, отменят, или даже забудут. Во-первых, внимание всех политических сил будет занято разработкой и принятием новой Конституции, во-вторых, такие проблемы, как язык и другие предвыборные «завлекалочки», потеряют актуальность и вопросы о референдумах будут тем или иным образом сняты с повестки дня. Возможно, между политическими силами будет заключен какой-то договор, типа еще одного универсала, который и решит те проблемы, которые предлагались для референдумов.

Вместе с тем, политическим силам и государственным органам в Украине следует помнить, что сейчас, как никогда сильно, скрытое внешнее влияние на страну, и некоторые соседи хотят воспользоваться тем, что в государстве нет «сильной руки», «хозяина», что продолжается идеологический общественный конфликт, и они попробуют этим воспользоваться. В интересах Украины — прекратить «раздрай», поскорее найти согласие на идеологическом поле, чтобы укрепить государство и не подвергать независимость страны ненужным испытаниям.

Александр ЗАГЛАДА, заведующий кафедрой философии, политологии и истории Государственного агроэкологического университета, г. Житомир:

— Думаю, что никаких референдумов после 30 сентября не будет. Ни по инициативе Блока Юлии Тимошенко, ни по инициативе Партии регионов. Я не вижу политической логики в их проведении и считаю, что сейчас нет соответствующей законодательной базы для этого. Существующий закон о референдуме несовершенен, поэтому сначала нужно будет изменить его. А кампании, развернутые различными политическими силами вокруг этого вопроса, скорее являются элементами предвыборной борьбы. Потому что принять необходимые поправки хотя бы до Нового года будет сложно, т.е. парламент попадет в цейтнот. Тем более, что всплывет вопрос об отмене депутатской неприкосновенности, но и он может «зависнуть». Думаю также, что БЮТ и блок «Наша Украина — Народная самооборона» вместе наберут достаточно голосов, чтобы иметь большинство в Верховной Раде и быстро сформировать правительство. И у них не будет необходимости в проведении референдумов.

А в общем это выглядит как борьба различных олигархических кланов за власть. Большинству граждан Украины это надоело, и они воспринимают последние политические события так — там наверху ссорятся, а для нашей жизни это не имеет большого значения. В принципе, выборы — обычное событие для демократических стран Европы. Провели перевыборы и снова живут обычной жизнью. И у нас это должно восприниматься нормально. Собственно, большинство наших граждан приходит к этому. А кризиса я не вижу и думаю, что его не будет и после выборов, — экономика развивается, нет массовой безработицы, люди работают, продолжают что-то покупать. То, что цены сейчас «кусаются», считаю, можно объяснить тем, что, с одной стороны, в экономику, скорее всего, «вбросили» большие суммы денег, а с другой — тем, что так часто бывает перед гонкой, когда цены становятся элементами предвыборных технологий.

Владимир ПРИТУЛА, политолог, Крым:

— Украинская политика — непредcказуема. В общем, по моему, существует более 10 различных сценариев развития событий в Украине после выборов. И во все сценарии входит длительная судебная кампания после их окончания. Украина обречена на это. Скорее всего, судебные иски будут поданы или же от БЮТ, или же от маленьких партий аутсайдеров. Маловероятно, что итоги выборов будут обжалованы от имени Партии регионов или «Нашей Украины — Народной самообороны».

Они, по всей вероятности, будут удовлетворены выбором людей. Поэтому наиболее крепкой (и наиболее желательной для Президента!) конфигурацией коалиции был бы союз ПР — НУ — НС — БЮТ, хотя это маловероятно из-за позиции БЮТ. Однако и коалиция в составе ПР и НУ-НС может быть достаточно стабильной и прочной. В любом случае, длительной коалициады, по-видимому, не будет. Самые крупные партии Украины заинтересованы в том, чтобы договориться быстро и эффективно.

Слаженная работа этих партий после выборов сделает ненужными те референдумы, о которых они говорят сейчас. Вместо этого, возникнет вопрос о написании новой Конституции, на которую потребуется много сил, инициатив, затрат умственной и научной энергии. Очевидно, что после выборов вопрос о Конституции станет главным вопросом повестки дня в стране. Скорее всего, должна быть поддержана инициатива о созыве конституционной ассамблеи, которая в течение длительного времени и нелегких переговоров и дискуссий и решит судьбу будущего Украины.

Таким образом, кризис еще далек от завершения, но оно потенциально возможно, потому что после выборов будет значительно меньше противоречий между политическими силами и они имеют больше шансов договориться.

Сергей БИЛОШИЦКИЙ, кандидат исторических наук, г. Хмельницкий:

— Считаю, что не позднее, чем за две недели до выборов, основные политические силы — «Наша Украина — Народная самооборона», БЮТ, Партия регионов — договорились в отношении организации власти после выборов. Очевидно, все политические силы признают результаты этих выборов. Каждая из политических сил решит свои тактические задачи и будет далее наращивать силы для разрешения стратегических задач.

Партия регионов войдет в широкую коалицию с «Нашей Украиной — Народной самообороной». И это позволит Партии регионов контролировать экономический блок в правительстве, а лично Президент Украины и «Наша Украина» получат возможность лоббировать определенные интересы и, собственно, не отдавать монополию Партии регионов на разрешение основных вопросов, которые касаются «серой» экономики. При этом «Наша Украина» оставляет за собой решение вопросов внешнеполитических, безопасности, армии.

Очевидно, в «Нашей Украине» будут разыграны роли, когда часть оппозиционеров во главе с Юрием Луценко, связанная обещаниями не входить в широкую коалицию, выйдет из состава фракции, сложит депутатские мандаты. Думаю, что возможен такой вариант, когда Луценко по договоренности с Президентом оставит парламент, сохранит имидж некоего пламенного, идейного борца и, как компенсацию, получит должность секретаря Совета национальной безопасности и обороны. Эта должность позволит Луценко присутствовать в политике, сохранит его к президентской кампании 2009 года.

Юлия Тимошенко остается лидером оппозиции, подчеркивает свой статус непримиримого борца с коррупцией и сохраняет антикоррупционную риторику. Это даст возможность ей обвинить «Нашу Украину» в измене идеалов революции, монополизировать пространство «оранжевого» сопротивления.

Таким образом, Партия регионов сохраняет контроль над экономикой, «Наша Украина» усиливает свое присутствие в сфере политики, БЮТ ждет президентские выборы. Практически все политические силы мыслят категориями 2009 года. Поэтому, если договоренности не будут нарушены, очевидно, Партия регионов поддержит выдвижение кандидатуры Виктора Ющенко на должность Президента. Луценко будет выполнять функцию, так сказать, анти-Тимошенко. Сохранение его в политике очень важно для Президента, поскольку ему надо нейтрализовать человека, имееющего определенную харизму борца с коррупцией, т.е. Юлию Тимошенко. Таким образом, политикум после парламентских выборов практически выходит на президентскую кампанию и уже мыслит ее категориями.

Никаких референдумов не будет. Используемые политическими силами лозунги о референдумах следует считать элементом мобилизации электората и как элемент давления одной политической силы на другую с целью шантажа накануне выборов, чтобы стимулировать выполнение достигнутых договоренностей. Поэтому тема референдумов практически выполнила свою миссию, электорат мобилизован и мы стали свидетелями того, что все политические договоренности состоялись, потребность в них, референдумах, отпала. Впереди над страной, так сказать, висит тень референдума, связанная с конституционными изменениями, время от времени эта тема будет всплывать в контексте будущей президентской кампании. И только...

Игорь БАЛЫНСКИЙ, преподаватель Львовского университета им. И. Франко, шеф-редактор Интернет-издания Zaxid.net:

— Мы можем говорить о нескольких вариантах развития событий после 30 сентября. Первый вариант, мягкий, когда будущая коалиция в парламенте будет одноцветной, то есть «оранжевой» или «бело-голубой». При такой ситуации мы фактически станем свидетелями подготовки старта президентской кампании, которую соответственно будут начинать или регионалы, или БЮТ. Зависит от того, кто из них окажется в оппозиции. Дело в том, что пребывание в оппозиционном Блоке Тимошенко позволит ей безболезненно претендовать на львиную долю избирателей «Нашей Украины». При условии, конечно, что Ющенко отважится таки на широкую коалицию.

Если к руководству Кабмина придет Тимошенко во главе «оранжевой» коалиции, то мы будем иметь фактически начало агрессивной президентской кампании со стороны Виктора Януковича. Что еще очень важно, в ситуации после 30 сентября важно понять мотивацию и амбиции Виктора Ющенко. Мне кажется, что Ющенко способен еще раз пойти на широкую коалицию, но при ряде условий. Первое из них: расширение полномочий Президента, гарантии небаллотирования Януковича на президентских выборах и уменьшение амбиций и рычагов персонально Януковича и его ближайшего окружения. При таких условиях Ющенко, на мой взгляд, может еще раз рискнуть пойти на широкую коалицию, гарантом которой со стороны донецких должен выступить персонально Ринат Ахметов.

Самым сложным вариантом может стать тот, когда Партия регионов со, скажем, коммунистами, снова сформируют коалицию, а Ющенко и Тимошенко окажутся в оппозиционной нише. При таких условиях говорить о единой оппозиционной фигуре на президентских выборах будет почти нереально, что повлечет за собой окончательный раскол «оранжевого» лагеря.

Парадокс в том, что широкая коалиция очень выгодна непосредственно Тимошенко. В таком случае она получит накануне выборов Президента уникальную возможность стать единственным «оранжевым» оппозиционным лидером, забрав львиную долю избирателей от Партии регионов, и тем самым создаст реальную конкуренцию Януковичу. Фактически любой вариант завершения выборов, по моему убеждению, создаст очередной конфликт, а не снимет старые. Конечно, идеальной могла бы быть ситуация так называемой технической широкой коалиции до 2009 года, когда фигура премьера или главы Верховной рады будет номинальной (то есть ни Тимошенко, ни Янукович на эти должности не будут претендовать). Но на сегодняшний день такой вариант можно считать утопией.

Поэтому выборы 30 сентября — это, скорее всего, борьба за старт будущей президентской компании.

Кстати, я не считаю, что политический кризис, сопровождающий политическую власть в Украине на протяжении последних пяти лет, создает серьезные предпосылки к углублению недоверия к власти как таковой. Хотим мы того или нет, но уровень мобилизационного ресурса сторонников Ющенко, Тимошенко и Януковича останется очень высоким. И каждый из этих трех политиков способен этого избирателя еще не раз мобилизировать в свою пользу. Вопрос доверия к власти — это вопрос прагматизма и политической культуры, которая пока что у нас, особенно на западе и на востоке Украины, остается эмоциональной. На сегодня для одних, вторых, а, возможно, и третьих выборов политики найдут нужные слова, которые опять вызовут доверие…

Мне кажется, что война референдумов, которая сейчас имеет место, является определенной технологической войной. Референдум Партии регионов — это нормальная технологическая попытка адекватно ответить на конституционный референдум Тимошенко. Я убежден, что ни Конституция, ни вопросы языка, ни вопросы НАТО и тому подобное, не выдвинут на референдум без предварительного политического компромисса всех трех политических сил. Технология референдума дает возможность сплотить избирателя вокруг конкурирующих политических сил. Наиболее осуществим все-таки конституционный референдум. Но он может состояться лишь после того, как рабочий вариант новой конституции будет согласован с тремя политическими силами. Самостоятельно ни один из трёх ключевых политиков не может реализовать идею референдума по любому вопросу.

Вероятность политического кризиса, который отразится на экономической ситуации в Украине, на мой взгляд, невысока. Наиболее уязвимым может быть инвестиционно- финансовый рынок, безусловно зависящий от стабильности власти. Относительно развития экономики как таковой, то на сегодняшний день она функционирует, фактически, независимо от власти. Это же известно: любая экономическая система, несмотря на нестабильность власти, все равно развивается. Остается только одна проблема — темпы развития экономики. При нестабильной власти они очень низки…

Подготовили Анна ХРИПУНКОВА, Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь, Валерий КОСТЮКЕВИЧ, Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, Ирина ЕГОРОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ