Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что дальше?

25 ноября, 2004 - 20:15
ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА ЕВРОВИДЕНИЯ РУСЛАНА ПОСЛЕ ОГЛАШЕНИЯ ЦИКОМ ОФИЦИАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ ОБЪЯВИЛА ГОЛОДОВКУ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День» ФОТО РЕЙТЕР ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОМАНДЫ ВИКТОРА ЯНУКОВИЧА РАДУЮТСЯ ПРОВОЗГЛАШЕНИЮ ЦИКОМ ПОБЕДЫ СВОЕГО КАНДИДАТА. НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ — ОППОЗИЦИЯ ФОТО РЕЙТЕР

Объявление официальным победителем президентских выборов Виктора Януковича вдохновило его сторонников, но отнюдь не расставило все точки над «і» в сложившейся ситуации. Вчера уполномоченный представитель Виктора Ющенко в Центризбиркоме Юрий Ключковский заявил, что обжаловал обнародованные Центризбиркомом результаты голосования в Верховном Cуде. Однако закон о выборах президента, как уже подчеркивалось, не предусматривает возможности признания выборов недействительными, — недействительными могут быть признаны лишь результаты выборов на отдельных избирательных участках или в округах. Руководитель избирательной кампании Виктора Януковича Сергей Тигипко со своей стороны уверен, что разрешить политический конфликт в Украине помогут предложенные штабом В.Януковича «пять шагов к примирению»: «Это — политреформа, законодательное закрепление прав оппозиции, законодательное закрепление требования к СМИ, которые должны обнародовать позиции как большинства, так и оппозиции, определение проукраинского внешнеполитического курса и, в конце концов, законодательное решение о том, что действия по выведению людей на акции протеста не будут иметь последствий для их участников и организаторов».

Как дальше будут развиваться события в Украине, которые президент Польши Александр Квасьневский уже назвал «наиболее масштабным общественным обострением на постсоветском пространстве»? С этим вопросом «День» обратился к экспертам.

Андрей ЕРМОЛАЕВ , директор Центра социальных исследований «София»:

— Я согласен с оценками, которые звучали из уст моих коллег: у нас сейчас революционная ситуация. Революция — это не всегда и не обязательно «Аврора». Революционность определяется тем, что, в отличие от традиционных политических кризисов, субъектами сейчас являются не только политические группы или отдельные слои элиты, связанные с властью, управлением, собственностью, но и крупные социальные субъекты, которые требуют радикальных изменений в системе общественных отношений в целом, а не только в политике и во власти.

Субъектами этих кризисных процессов являются и органы самоуправления, и молодежь как новый социальный субъект, и малый и средний бизнес, который стал демографической основой митингующих вместе с молодежью. Это те социальные субъекты, которые идут на митинги с набором понятных требований, знакомых нам по классическим канонам мелкобуржуазных революций. Это весь пакет свобод — гражданских, политических, экономических.

Если говорить о возможных сценариях развития событий, то важно отметить, что точка возврата была, к сожалению, пройдена символически в понедельник и юридически в среду. Когда ЦИК в понедельник заявила, что по итогам 99,4% протоколов побеждает Янукович с отрывом в 3% с лишним, — это свидетельствовало о том, что вряд ли возможны коррективы, и очевидным был результат выборов. С этого момента был задан определенный сценарий, суть которого состояла в том, что власть готова легитимизировать свою победу сугубо формальным правовым образом, готова игнорировать проблемы, связанные с нарушениями процедуры голосования и прав граждан, готова игнорировать требования политической оппозиции. С этого момента ожидания и ресурсы социальных субъектов оказались в распоряжении только оппозиции. Это главная проблема власти.

Вторым ключевым моментом стала легализация итогов выборов в среду, когда ЦИК объявила официальным победителем Януковича. С этого момента изменился характер процесса — от конкуренции между двумя кандидатами, связанной с итогами выборов, с процедурами, с взаимными обвинениями в подтасовках он перешел к новой фазе. К фазе противостояния новой, но уже «с рождения» общественно нелегитимной власти, потому что она не получает общественную поддержку, и оппозиции, которая оказалась на коне, потому что она распоряжается протестными организованными настроениями.

Думаю, что с учетом заложенных противоречий возможны две «генеральные линии». Первая — если, несмотря на всю критичность ситуации, команда победившего Виктора Януковича найдет в себе мужество и пойдет не просто на переговоры, но и на перераздел власти. Он может быть воплощен посредством политической реформы с созданием сильного института исполнительной власти, которая будет отдана лидеру оппозиции с условием, что исполнительная власть будет формироваться и «победителями», и «побежденными». В таком формате возможно достижение сначала политического, а потом и социального компромисса. Я не исключаю, что если такая формула сейчас будет предложена, то она в итоге может быть поддержана и Западом. Потому что, несмотря на критику итогов выборов, Запад очень внимательно следит, будет ли в Украине достигнут политический и социальный консенсус. Это можно сделать очень быстро, в пределах буквально одной недели. Но это должна быть не просто политическая реформа, а политическая реформа как способ справедливого перераздела власти. Поскольку столкновение двух политических лидеров, получивших огромные пакеты общественного доверия, может привести к тому, что ситуация станет неуправляемой.

Второе направление — менее оптимистичное. Если будет только дипломатическая риторика, но обе стороны будут сохранять нынешние позиции, ситуация будет накаляться. Повторюсь: здесь задействованы мощные социальные субъекты, которые готовы сбрасывать кумиров, если эти кумиры начнут шататься или не будут справляться со своей ролью (это касается и оппозиции, и представителей власти на местах). Серьезную роль могут сыграть США и Евросоюз, механизмы политической и экономической блокады могут быть задействованы на полную силу. Давнишняя ситуация с FATF покажется цветочками по сравнению с новыми санкциями. Я не исключаю целевых санкций в отношении отдельных политических и бизнес- деятелей, поскольку они становятся воплощением несправедливых выборов в Украине. Я уже не говорю о том общественно-политическом фоне, который сложится вокруг Украины. Все это может привести к тому, что в пределах двух-трех недель максимум Президент Леонид Кучма, который пока еще не передал свои полномочия, столкнется с необходимостью вмешаться в ситуацию и принимать решение о возможной отмене итогов выборов посредством судебных механизмов — с помощью Верховного или даже Конституционного судов — и назначения новых выборов. В этом случае нынешний победитель столкнется с необходимостью удерживать позицию премьера, удерживать социально-экономическую ситуацию и т.д. То есть выборы в начале 2005 года для него будут несомненно куда менее комфортными и вообще проблемными. Его оппонент Виктор Ющенко окажется в более комфортных политических условиях. Я не исключаю, что параллельно с этим может возникнуть, как новый лозунг оппозиции, и идея досрочного переизбрания парламента. Потому что на этом фоне рейтинг «Силы народа» и его возможности с новым пропорциональным законодательством взять контрольный пакет в парламенте уже в 2005 году — это продуктивная идея, которая может очень воодушевить оппозицию.

Вадим СКУРАТИВСКИЙ , доктор искусствоведения:

— Надо искать компромисс между, так сказать, коренной Украиной и Украиной юго-индустриальной. Если мы этого не сделаем в той или иной, понятно, демократической форме, то будем непрестанно сталкиваться с кризисными сюжетами. Речь идет о поисках связей между югом и севером Украины (не столько в географическом, сколько в идеологическом значении). Иначе мы опять получим то, что получили ныне. Но все вышеупомянутое — в далеком историческом будущем.

Первые компромиссные жесты власть уже делает. Но, боюсь, пока что это только «филология». Однако они должны помнить меткое выражение нашей землячки, киевлянки Надежды Мандельштам: «Наша надежда заключается только в том, что начальство также хочет жить»...

Теперь рассматриваются определенные варианты дальнейших действий. Мне кажется, что мы уже прошли мимо крайних точек как грузинского, так и, тем более, румынского вариантов. Но это, сказать бы, на ближайшие дни, даже часы. Далее может случиться все.

Физиологически народ не может столько держаться в известных формах сопротивления. Но какая-то энергия борьбы уже останется, как говорил товарищ Ленин, «всерьез и надолго».

Александр ДЕРГАЧЕВ , политолог, ведущий научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины:

— Формально остается еще возможность участия Верховного суда в разбирательстве. По крайней мере, эту возможность нужно использовать и как можно быстрее понять, стоит ли на нее рассчитывать. В противном случае оппозиции и ее сторонникам останется только явочным порядком менять власть и не исполнять приказы Януковича. Если в ближайшее время состоится инаугурация, есть риск того, что граждане примут первую ее часть — что Кучма уже не президент и президента, по сути, в стране нет. Думаю, что Верховная Рада получит новую встряску в связи с попыткой замены спикера Литвина. Больше всего я боюсь, что еще чуть-чуть — и будет окончательно утрачена возможность отхода. Потому что еще один-два шага в этом направлении и на повестке дня — досрочные выборы парламента. Потому что этот парламент окажется в клинче. Возможность для «круглого стола» и переговоров также постепенно утрачивается. Это еще было вероятно до оглашения ЦИКом официальных результатов выборов. Сейчас это гипотетически может быть. Но если мы потеряем такую ценную фигуру для таких переговоров, как Леонид Кучма, то тогда компромисс будет вообще невозможен. Можно будет договариваться только о стабилизации обстановки, о предотвращении силовых вариантов. То, что происходит сейчас в стране, очень проясняет позиции и должно очистить политическое пространство в Украине.

Владимир ФЕСЕНКО , глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента»:

— Сейчас возможны несколько сценариев развития ситуации. Один — это решительные действия оппозиции, которая будет действовать по логике революции и постарается взять под свой контроль центральные органы власти, органы коммуникации. Ющенко начнет действовать в режиме президента, может быть не де юре, но де-факто. Вопрос — приведет ли это к открытому столкновению и кто в этом столкновении возьмет верх.

Второй вариант развития событий, который сейчас, на мой взгляд, наиболее выгоден власти — это постепенное растягивание нынешней ситуации во времени с расчетом на то, что энергия митинга постепенно выдохнется. Тем более, что в зимних погодных условиях очень тяжело держать тысячи людей на улице. Расчет в данном случае может делаться еще и на то, что митинговой стихией очень непросто управлять — здесь нужны дисциплина и фактически полувоенные тактические действия.

Третий путь — это поиск компромисса. Главная проблема здесь заключается в том, чтобы обе стороны просто преодолели сегодняшнее взвинченное психологическое состояние и сели за стол переговоров не просто для того, чтобы продемонстрировать свою готовность к компромиссу, но и его достичь. Что может стать предметом компромисса? Это, пожалуй, наиболее сложная проблема. Она заключается в том, что будет очень непросто найти взаимоприемлемые позиции. Прежде всего, как быть с итогами выборов? Наиболее логичным представляется — и, в принципе, подобные заявления уже звучали, в том числе и со стороны Ющенко, — проведение повторных выборов. Пересчет голосов — и это уже хорошо понимает оппозиция — не даст желательного результата. Потому что, скорее всего, феномен завышенной явки в Донбассе был связан со вбрасыванием бюллетеней пачками. И пересчет голосов не изменит ситуации. Повторные же выборы, в принципе, могут быть выходом. Но этого мало. Нужно до их проведения внести коррективы в избирательное законодательство, в частности, связанные с паритетом в избирательных комиссиях, с недопущением ротации членов комиссий, чтобы в руководстве комиссий, которые подписывают протоколы, были обязательно представители двух сторон. Обязательно исправление ситуации с открепительными талонами и целого ряда других проблем, выявившихся в этой избирательной кампании. Еще один сложный вопрос — это вопрос о Центризбиркоме. Его нужно решать так, чтобы не было взаимного недоверия сторон. Но здесь возникает процедурная проблема. Предложение по членам ЦИКа вносит Президент. И тут многое будет зависеть от его политической воли — обеспечить некий паритет, возможно, предложить нейтральный, неполитический состав Центризбиркома, но так, чтобы обе стороны отклонили неприемлемые кандидатуры. Гарантами такого соглашения могли бы быть представители зарубежной стороны — России, Евросоюза, США — то есть стратегические партнеры Украины. И конечно же, такого рода решения должны быть приняты с участием не только конфликтующих сторон, но и при участии Президента страны, руководства Конституционного и Верховного судов, которое должно выступать в роли юридических гарантов этого соглашения. Полностью удержаться в рамках действующего правового поля в этой ситуации будет невозможно. Нужно искать решение, которое было бы политическим по содержанию, и в то же время отвечало бы не всегда букве, но духу права.

Возможен еще один — негативный — сценарий. Я боюсь, что, если уличное противостояние затянется, и энергия митинга не будет снижаться некоторое время, то следующим этапом — и, собственно, это уже проявилось — может стать провозглашение двух президентов Украины: в одной части страны — Януковича, в другой — Ющенко. Это грозит уже расколом страны. Это самый негативный вариант развития нынешнего политического кризиса наряду с возможностью кровопролития.

И о международном аспекте. Легитимность вновь избранного президента в современном глобализирующемся мире во многом зависит от международного сообщества. Легитимность имеет две стороны — внешнюю и внутреннюю. Внутренняя сторона — это признание вновь избранного президента законно избранным президентом. Законным не только с точки зрения формального соблюдения буквы закона, но и с точки зрения политической справедливости. Чрезвычайно важна и внешняя легитимность, поскольку с международным сообществом, которое фактически выступает в роли наблюдателя на выборах, новому президенту придется контактировать. И если его не признает большая часть международных организаций, влиятельных стран мира, просто соседей, то, естественно, возникают сомнения в легитимности такого главы государства. Поэтому позиция международного сообщества в нынешней ситуации очень важна и является мерилом внешней легитимности президента.

Кость БОНДАРЕНКО , директор Института национальных стратегий:

— Дальше — только поиск компромисса. Я думаю, что необходимо садиться за стол переговоров. И среди его участников должны быть Президент Леонид Кучма, Янукович и Ющенко, руководители штабов обоих кандидатов, должны быть все те, кто реально влияет на политическую и экономическую жизнь государства (Виктор Пинчук, Ринат Ахметов, Александр Ярославский и т.д.). Необходимо провести широкий круг консультаций на тему «Как жить дальше?». Если этот «круглый стол» состоится, то по его результатам выборы, предположительно, будут признаны недействительными. И тогда самый главный вопрос — кому будет принадлежать власть на период до проведения повторных выборов: то ли Л. Кучме, то ли перейдет к парламенту. Следующие выборы должны будут состояться не просто как рядовые, хоть и досрочные выборы, но обязательно при посредничестве международного арбитража. В интересах обеих сторон — искать из сложившейся ситуации скорейший выход. Потому что держать людей на морозе, в бездействии, постоянно митингуя и двигаясь по линии Банковая — Майдан Независимости, Майдан Независимости — Банковая — это не выход. Если же другая сторона поспешит провести инаугурацию, пойдя по пути «вы провозгласили президента, и мы себе провозгласим» — это будет вообще гибельный шаг.

Подготовили Наталья ТРОФИМОВА, Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ