Рождения новой коалиции вчера так и не случилось, зато слухи о ее создании находят все новые подтверждения. Если в понедельник лидер БЮТ Иван Кириленко отрицал даже факт ведения переговоров, то вчера с парламентской трибуны начал всех зазывать «строить великое будущее». Регионалы тоже заявляют о готовности спасать страну совместными усилиями. И, похоже, уже никого не смущает, что сам «Лидер» раз пять публично заявлял, что президентские выборы должны быть всенародными.
— Виктор Федорович тогда, видимо, не все хорошо обдумал и взвесил, — сказал в разговоре с «Днем» регионал Василий Грицак. — Единственный способ сегодня успокоить страну — это избрать президента в парламенте и сделать, в конечном счете, Украину парламентской республикой. Живет ведь сегодня Германия? Живет.
— Но при парламентской республике президент имеет минимальные полномочия. Главный человек в стране — премьер. Согласится ли Янукович быть «английской королевой»?
— Это должна решить партия. Но не один только Янукович идет во власть! Идут люди, которые сегодня находятся в руководстве партии, они будут формировать состав Кабинета Министров.
— Есть ли во фракции противники коалиции с БЮТ?
— Таких человек 10, максимум — 15. Это Левочкин, Бойко, Богословская... Но, думаю, трусишка Левочкин испугается и будет две руки тянуть за коалицию, — заверил депутат
Впрочем, однозначной информации по новой коалиции нет. Вчера кулуары Рады были непривычно пустыми. Политики старались уйти от прямых вопросов. Тем не менее, в СМИ уже просочилась информация, как будет называться новое политическое образование — это будет коалиция «Соборности и Возрождения».
Может ли что-либо помешать планам БЮТ и Партии регионов? Лидер группы «За Украину!» Вячеслав Кириленко грозился вывести людей на улицу. Виктор Ющенко в который раз заявляет, что не допустит перераспределения власти в стране на двоих. Но, пожалуй, громкие заявления вряд ли помогут в этой ситуации. Единственное, что им может помешать, — это время и огромное количество разного рода юридических нюансов, которые могут значительно осложнить конституционный процесс.
Максимум до конца нынешней сессии (10 июля) депутаты должны представить проект изменений, провести его через комитет правовой политики, проголосовать 226-ю голосами и отправить в Конституционный Суд. Дождаться вывода КС. Кстати, очень интересно посмотреть, как КС отреагирует на ограничение прав граждан (выборы президента в парламенте) или на пролонгацию полномочий нынешнего созыва. Если будут внесены хоть малейшие коррективы, документ надо снова посылать в КС и ждать вывода. Более того, в июле-августе судьи уходят в отпуск. Так всегда было и, наверное, будет и на этот раз. Окончательно утвердить данные изменения, по закону, можно только на следующей сессии, которая начнется в начале сентября.
И еще один важный нюанс: все эти действия должны произойти до начала избирательной кампании. Наверное, поэтому БЮТ и ПР тянут сейчас с датой выборов.
— У меня большие сомнения, что все происходит так, как все говорят, — считает депутат Руслан Князевич (фракция НУ-НС). — Если бы у Тимошенко и Януковича все было бы гладко, четко и понятно, они бы не тянули. Им нужно просто галопировать. Так что, наверное, не все складывается, если бы складывалось, они бы спешили, потому что времени у них нет.
— Выходит, «deadline» у них в пятницу?
— Смотря о чем они договариваются. Если про коалицию — это один разговор, если о конституционных изменениях — это другой разговор. Хотя, если они думают, что при действующей коалиции смогут вносить изменения, а наша фракция на это закроет глаза, то они очень сильно ошибаются.
— Как вы считаете, почему БЮТ и ПР все-таки на это решились? Неужели испугались Яценюка?
— Я на самом деле думаю, что фактор Яценюка был, если не определяющий, то вполне весомый. Но он не единственный в данной ситуации. Это и кризис, и ситуация в экономике, нужно перераспределить политическую ответственность на всех. С другой стороны, у бизнесменов из Партии регионов каждый день тают капиталы. Им нужно их хоть как-то стабилизировать. А сейчас на выборы президента ни у кого нет лишних, легких денег. Я думаю, что повлияли все эти факторы. Хотя все-таки львиная доля — это Яценюк.
Напомним, что согласно последним опросам, процентов 80 респондентов хотели бы выбирать президента лично, но, похоже, наших «мегалидеров» мнение граждан уже не волнует...
КОММЕНТАРИЙ
Владимир ФЕСЕНКО, политолог, директор Центра политических исследований «Пента»:
— Сегодня нет официального проекта договора о коалиции, речь идет лишь об утечке информации, поэтому мы говорим о виртуальных вещах. С другой стороны, судя по тональности различных заявлений, которые исходят сейчас от представителей ПР и БЮТ, вероятность достижения политического компромисса между этими политических силами достаточно высока. Сам проект конституционных изменений, видимо, до конца еще не готов, поэтому возможное решение о создании подобного союза мы можем увидеть в лучшем случае в конце недели (что маловероятно), а может быть, и в середине июня.
Почему две конкурирующие политические силы вдруг решили договориться? Во-первых, вызовы экономического кризиса, на который представители крупного бизнеса в обеих политических силах вынуждены реагировать. Президентские выборы — президентскими выборами, а сохранение собственного бизнеса и перспективы отечественной экономики для них гораздо важнее. И здесь позиция крупного капитала в Партии регионов как раз и подталкивает к такому компромиссу. Во-вторых, в обеих политических силах побаиваются рисков, связанных с президентскими выборами, и дело не только в риске проигрыша, а в риске повторения серьезного политического кризиса по результатам президентской кампании. Мало того, наложение кризисов — политического и экономического их тоже очень настораживает. Я уж не говорю о нехватке средств на избирательную кампанию. Похоже, что в обеих политических силах не очень склонны тратиться на выборы.
В-третьих, надо учитывать объективную потребность внесения изменений в Конституцию. Это понимают как в БЮТ, так и в ПР. Есть проблема в объективной потребности для страны разрешить конституционную проблему и совместить это с потребностями ПР и БЮТ. Если бютовцам и регионалам удастся найти компромисс о согласовании своих интересов, то тогда их союз может стать реальностью. Другой вопрос — надолго ли. Здесь есть определенные сомнения. Исторический опыт свидетельствует, что конструкция дуумвиратов и триумвиратов не очень устойчивая. В любом случае останутся конфликты интересов между представителями бизнес-группировок и политиками двух политических сил. И вопрос будет только в том, когда эти конфликты выйдут наружу.
Говоря о создании широкой коалиции, нужно избегать крайностей. Как конституционные изменения, так и устойчивая парламентская коалиция могли бы быть благом для страны и могут стать таким благом. Германия — тому пример. Но у нас другая проблема. Риски, связанные с подобными действиями, могут вызвать серьезное напряжение в обществе, я бы даже сказал — критическую реакцию. Я имею в виду избрание президента в парламенте, перенесение парламентских выборов на 2014 год и т. д.
Я бы не спешил с коренными оценками внутренней и внешней политики, потому что сначала надо посмотреть, будет ли устойчива сама эта конструкция. Вдруг осенью начнется очередная волна кризиса — и что тогда? Удастся ли провести конституционные изменения? Сохранится коалиция или нет? А вдруг во время кризиса одна из частей коалиции предложит решение, которое не устроит другую ее часть, что тогда? Поэтому я бы не спешил с прогнозами. На короткую перспективу можно прогнозировать только одно — это будет попытка создать более или менее стабильную политическую систему с распределением властных ресурсов между двумя политическими силами. Удастся ли это сделать, покажет время.
Во внешней политике, скорее всего, обе стороны будут пытаться проводить умеренно-сбалансированный политический курс. Двигаться в Европу, но не спеша, с Россией — сохранять и развивать дружественные отношения. Вряд ли будет стоять вопрос о форсированном вступлении в НАТО, тем более если сфера внешней политики будет под Януковичем. Открытой пророссийской политики тоже не предвидится, поэтому, скорее всего, будет некоторый модернизированный вариант многовекторной внешней политики.
Я со сдержанным оптимизмом отношусь к информации о возможном досрочном прекращении полномочий Президента или парламента. Президент может попытаться уйти в отставку, тем самым спровоцировав досрочные президентские выборы. Но такие действия не смогут сломать совместные шаги ПР и БЮТ по внесению изменений в Конституцию. Кроме того, подобные действия Президента можно парировать внеочередной сессией Верховной Рады. Т. е. если конституционные изменения будут согласованы в ближайшие время и Конституционный Суд за месяц-полтора даст свой вердикт, то где-то в конце августа парламент сможет провести внеочередную сессию и утвердить Конституцию. Тем более, порядок президентских выборов может быть изменен в ходе самой президентской кампании. Также Президент может инициировать референдум о порядке проведения выборов главы государства, что тоже возможно, или распустить парламент, хотя в одиночку он не сможет реализовать этот сценарий.
Таким образом, политическая ситуация в стране обострится. У кого окажется больше сил и возможностей провести свой сценарий, тот и выиграет. Здесь, конечно, сил больше у ПР и БЮТ.