60 ЛЕТ НАЗАД
На исходе майской ночи Крым был разбужен гулом моторов армейских грузовиков и стуками в двери всех крымскотатарских домов — в 4 часа утра 18 мая 1944 года началась депортация крымских татар. 76 эшелонов, составленных из товарных вагонов, за три дня вывезли с полуострова более 190 тысяч человек — преимущественно женщин, стариков и детей, огульно обвиненных в пособничестве фашистам. Еще 56 тысяч мужчин крымских татар были демобилизованы из частей Советской армии, воевавших на фронтах, и направлены в трудармии, в шахты и на заводы… с тем же бессмысленным обвинением. В первые полтора года высылки погибли 42,6 процента народа. «Производительность» смерти в спецпоселениях превышала скорость ее «работы» на фронтах. 50 лет национальное движение крымских татар боролось с коммунистическим режимом и советской властью за возвращение на свою родину. Репатриация выселенцев, так до конца и не оправданных, началась в конце 80-х годов прошлого века. Сегодня в Крым возвратилось уже больше 250 тысяч депортированных. Они составляют примерно 12 процентов населения автономии. Еще от 50 до 100 тысяч крымских татар ожидают возможности возвратиться на родину из Узбекистана, 10 тысяч из них уже стали гражданами Украины.
Планируется, что 18 мая, в траурный день 60-летия депортации, в Симферополе премьер-министр Украины Виктор Янукович откроет памятник «Возрождение», построенный на деньги, собранные самими крымскими татарами, в знак благодарности узбекскому и украинскому народам за помощь в выживании, обустройстве и развитии. За 1991— 2003 годы Украина потратила на программу возвращения и обустройства крымских татар на родине больше 775 миллионов гривен. Однако этого недостаточно: вся программа обустройства оценивается примерно в два миллиарда долларов. Сегодня пока только 120 тысяч крымских татар полностью или в основном решили свои жилищные проблемы, на квартирном учете еще состоят более 6 тысяч семей, 20 тысяч застройщиков не могут закончить строительство из-за дефицита средств. Это значит, что еще более ста тысяч депортированных не имеют собственного жилья. Для решения проблемы в Крыму предстоит построить примерно 1,2 миллиона квадратных метров жилья. Из трехсот поселков и микрорайонов компактного проживания репатриантов 40 процентов еще не обеспечены даже водой, а восемь процентов не имеют даже электричества. Уровень газификации и наличие дорог с твердым покрытием не превышает пяти-семи процентов. Во многих поселках нет школ, отсутствуют ФАПы и другие объекты социального и бытового назначения. Среди репатриантов еще 40 процентов не имеют работы, а 60 процентов трудоустроенных вынуждены работать не по специальности. Наиболее сложная проблема — обеспечение крымских татар землей. По данным рескомзема Крыма, с начала 90-х годов под индивидуальное жилищное строительство было предоставлено больше 82-х тысяч земельных участков общей площадью 8,6 тысячи гектаров, причем ранее депортированным крымчанам предоставлено 48,8 тысячи земельных участков, что составляет около 60 процентов от их числа. Но этого недостаточно. Сейчас специальная комиссия Совета министров изыскала на Южном берегу дополнительно 418 гектаров земли под жилищное строительство. Проводится полная инвентаризация земли Крыма, но работу сдерживает отсутствие финансов — для этого необходимо 33 миллиона гривен. Согласно Программе Совета министров Крыма по обустройству и социально-культурному развитию депортированных, в 2004 году для них будет построено около двух тысяч квадратных метров жилья, к 13 существующим прибавится национальная школа на 500 мест, будет построено больше пяти километров газопровода, несколько водопроводов, канализации, новые дороги, социально-культурные учреждения.
ЕЖЕГОДНО В НАЧАЛЕ МАЯ…
2 мая — День крымского села Черкес- Кермен. Но суть нашей истории состоит в том, что села этого… уже нет ни на карте Крыма, ни на самой его земле. Лишившись большинства своих жителей в мае 1944 года и получив, словно в насмешку, новое имя Крепкое, село, служившее древней крепостью для нескольких местных народностей, постепенно пришло в упадок и скоро совсем исчезло. Хотя существовало с VII века. На его месте между скал под Бахчисараем заметны только остатки мусульманского и христианского кладбищ, старые фундаменты, остались развалины описанной историками башни Кыз-Куле и пещерный храм Донаторов с уникальными разрушающимися фресками. Тем не менее ежегодно 2 мая здесь собираются более пятисот довоенных жителей и их потомков. Они мечтают о том, как возродят свое родное село. К сожалению, за последние четырнадцать лет им почти ничего не удалось сделать. Вот и в этом году, собравшись в зеленой долине на месте бывшего села, черкес-керменцы хотели огородить кладбище, где еще сохранились могилы их дедов, но на их пути встали приехавшие на машине «казаки», и, чтобы уйти от конфликта, крымские татары не стали работать. Но 12 сентября они собираются вновь, несмотря ни на что, закладывать новые фундаменты…
КРЕПОСТЬ МЕЖДУ СКАЛ
История села уходит в глубину веков, отображая сложный процесс формирования крымского народа, пути его этнического развития. По свидетельствам историков, естественно укрепленная отвесными скалами небольшая долина, в которой располагалось село, была населена десять тысячелетий назад, в эпоху мезолита. С тех пор здесь не угасала жизнь. В летописях под названием «Черкес- Кермен» это поселение впервые упоминается с XII века, а первые статистические сведения о нем зафиксированы в переписях Османской администрации 1520 года. В 1578 году Мартин Броневский, посланник польского короля Стефана Батория к Мухаммед-Гирей-хану, впервые описал это поселение. Черкес-Кермен часто упоминалось в описаниях русских путешественников и ученых. Согласно историческим данным, в 1865 г. в деревне проживало 250 человек, в 1897 г. — 522 жителя, по переписи 1926 года — в 148-ми дворах деревни Черкес-Кермен проживало 678 человек.
Уроженцами этого села являются замечательные люди, прославившие свои народы: участники сражения при Порт-Артуре, герои Второй мировой войны, организатор молодежного движения в местах депортации «Союз освобождения крымских татар» Ш. Абдурахманов и многие другие. В 1783 г. после присоединения Крыма к Российской империи каймаканы, то есть руководители округов, получили приказ представить статистические сведения. Сохранившиеся в архивах документы свидетельствуют, что в деревне Черкес-Кермен насчитывалось и 55 дворов христиан. Митрополит Игнатий, руководивший по приказу императрицы Екатерины II выселением крымских христиан в Приазовье, в 1778 году указывал, что в селении Черкес-Кермен есть 60 дворов христиан, церковь двух святых Федоров — Федора Стратилата и Федора Тирона. Но все христиане — а это были греки и потомки генуэзцев — были переселены империей в Приазовье, а село стало полностью татарским.
Автор подробных «Очерков Крыма» Евгений Марков так описывает это древнее село: «Множество пещер, выглоданных снизу водою, дали жителям повод воспользоваться скалами как домашними постройками. Задний план почти каждого двора — скала, и почти в каждой скале — пещера. В одной конюшня или хлев, в другой — амбар, кухня, погреб. В начале деревни экономия какого-то мурзы; это огромный, глубокий сарай в недрах скал.
В Черкес-Кермене множество драгоценного материала для художника-туриста. Дорожка идет несколько выше построек, так что внутренность дворов видна почти a vol d’oisean.
С высоты наших седел мы присутствуем на крикливом уроке в деревенском мектебе. Пестрая толпа татарчат и татарочек, лежа и сидя прямо на полу, распевают, раскачиваясь, стихи алькорана по арабским книжкам.
...Вы замечаете слева на отвесной горе, замыкающей теснину, высокую старую башню — древний Черкес-Кермен... У татар она известна под именем Хыз Кулле — Девичьей башни. Но всего замечательнее, что в Черкес-Кермен есть пещерный храм, или, как называют его татары, эклисе (исковерканное греческое слово, означающее церковь). Эклисе спрятано в лесистых скалах так хорошо, что, даже побывав в нем, не сразу найдешь его опять...». По мнению исследователей, пещерная церковь, ныне называемая храмом Донаторов, вырублена в скале во второй половине XIV века.
Многовековую историю села-крепости Черкес-Кермен разрушила советская власть. После депортации коренных жителей опустевшие дома села с новым именем Крепкое заселены переселенцами, основавшими здесь колхоз «Память Ленинграда». Однако тысячелетиями обустроенная долина показалась для пришлых жителей неуютной, и в 60-е годы Черкес-Кермен, признанный неперспективным, окончательно оставили его жители, сравняли с землей его жилые дома, школу, мечеть, снесли три кладбища. С тех пор этой деревни не существует. Так древняя горная крепость стала цитаделью памяти для крымских татар…
ФЕРМЕР ПРОТИВ… ИСТОРИИ
С начала 90-х годов жители села неоднократно обращались в Красномакский сельсовет, Бахчисарайскую райадминистрацию с пожеланиями поселиться и возродить родное село. Много раз натыкаясь на отказ местных властей, более 500 человек создали общественную организацию «Черкес-кермен», которая недавно обратилась уже к Президенту Украины Леониду Кучме с просьбой оказать помощь в восстановлении справедливости по передаче земель уроженцам этого села и их потомкам, изъявившим желание восстановить село. Еще 22 марта 1991 года 37 человек подали заявления в колхоз «Украина» с просьбой выделить землю для возрождения села. Но уже 23 марта получили отказ, мотивированный… нехваткой земли. 2 ноября 1991 года было подано коллективное заявление от 50 человек. И опять отказ. В ноябре 1992 года бывший житель села Ибрагимов просил разрешить строительство индивидуального жилого дома на том месте, где стоял родительский дом. Не разрешили. 2 мая 2002 года коллективный протест против передачи земель бывшего села в частное владение подписали 127 потомков депортированных из села. На всех собраниях член колхоза «Украина» Зейтула Ибрагимов неоднократно напоминал членам правления и председателю поселкового совета, чтобы при распаевании земель учитывались заявления довоенных жителей села Черкес-Кермен. В ответ говорили, что земли бывшего села не подлежат распаеванию…
В обращении к главе государства они пишут: «...зная, что ежегодно собираются здесь жители и их потомки, зная, что люди просят отдать землю под восстановление села, специально, чтобы разжечь межнациональную рознь, отдают все земли бывшего села как неудобья в частное владение одному фермеру «для ведения товарного сельского хозяйства». Бывшие земли села не пожелали отдать их прежним владельцам и отдали за один сертификат... считаем, что содеянное Красномакским сельсоветом выделение земли бывшего села в частные руки является античеловечным и антигуманным, несмотря на ссылки о законности проведения этого акта…».
Представитель общественной организации «Черкес-Кермен» Сервер Изетдинов рассказывает, что государственный акт о выделении земли фермеру Виталию Полонцу нельзя считать законным. Во-первых, как свидетельствует председатель Рескомитета по охране культурного наследия Сергей Павличенко, на предоставленных ему участках находятся объекты культурного наследия — две первобытные стоянки Замиль-Коба, они занимают также охранные зоны памятника национального значения — укрепления Кыз-Куле. Председатель Рескома предложил начальнику Бахчисарайского райотдела земельных ресурсов перевести указанные территории в разряд земель историко- культурного назначения. Кроме того, Бахчисарайский государственный историко-культурный заповедник, как свидетельствует письмо заведующего отделом охраны памятников Ш. Сейтумерова, не согласовывал выделение земли под фермерское хозяйство, как это положено делать, и не мог согласовать потому, что на этих участках расположены памятники истории и культуры. «Да и как возможно было руководителям села выдать на один сертификат больше 12 гектаров земли в то время, когда средний пай по КСП «Украина» на одного работника составляет 0,7 га, — говорит Сервер Изетдинов. — Кроме этого, фермеру Полонцу выделено дополнительно еще 0,572 гектара из земель запаса и еще 2 гектара для ведения частного хозяйства выделено его жене. Этого хватит для ведения хозяйства. Мы считаем, что земли исторического села он должен вернуть территориальной общине…»
— Выходит, что и в канун 60-летия трагедии депортации проблема коренного народа Крыма остается все еще нерешенной, — говорит Сервер Изетдинов. — А это серьезно подрывает в глазах народа авторитет местной и государственной власти, не желающей или не умеющей разрешить нашу проблему. Возрождение древнего села, представляющего для уроженцев и всего нашего народа возрождение исторической памяти, будет способствовать возрождению коренного народа Крыма как неотъемлемой части общемировой культуры…