Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Давление «трубы»

14 октября, 2005 - 20:45

Менее двух недель осталось до начала визита премьер-министра Украины Юрия Еханурова в Туркменистан. 26 октября он намерен прибыть в Ашхабад и возглавить переговорный процесс о поставках туркменского газа в Украину, который сегодня, как известно, практически зашел в тупик. Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов отказался подписать долгосрочное соглашение (на 30 лет) и выдвинул требование рассчитаться за газ, полученный в 2005 году. Он заявил, что украинская сторона не выполняет взятых на себя обязательств ни по оплате, ни по инвестиционным проектам. Правда, туркменский президент пошел на некоторый компромисс — согласился на погашение задолженности не товарными поставками, как было оговорено ранее, а в валюте — по $44 за тысячу кубометров (украинская сторона с этим вчера согласилась). Впрочем, таким жестким украинская делегация Ниязова никогда еще не видела. Заявив о том, что переговоры откладываются, он добавил, что продолжать их можно будет лишь при участии России. А это означает, что ни о какой диверсификации поставок газа в нашу страну речь уже не пойдет, и северный сосед получит возможность устанавливать для нашей страны монопольные цены. Ведь у России с Туркменистаном уже несколько лет как подписан долгосрочный договор о поставках газа, позволяющий почти полностью выкупить все его ресурсы.

Еханурову предстоит развязать этот газовый узел, поскольку сил предыдущей украинской делегации во главе с министром топлива и энергетики Иваном Плачковым оказалось недостаточно. Вчера украинский премьер, имеющий славу опытного переговорщика, еще из Киева выдавал Туркменистану авансы: «Мы будем состоятельными людьми и выполним свои договорные обязательства, и партнеров ни в коей мере не собираемся подводить» (напомним, что в письме Ющенко к Ниязову, которое привезла с собой украинская делегация, также содержалось обещание выполнить «обязательства за поставленный Ашхабадом газ» и держать это на «личном контроле»). Одновременно премьер не упускал и вопросы внутренней политики, определяемые приближающимися выборами. Он не смог сказать, какой будет теперь для Украины цена туркменского газа, однако не забыл отметить, что в случае изменений «люди это не почувствуют». Премьер также сообщил о планах сократить промышленное потребление газа в 2,5 раза, проводить «жесткую государственную политику по поводу того, как мы расходуем газ».

Газ сегодня становится предвыборной темой для украинских политиков. На ней кое-кто уже надеется въехать в будущий парламент. К примеру, фракция «Вперед, Украина», очевидно, прознав о трудностях в Ашхабаде, тут же выступила за мораторий на отпускные цены на газ для населения и предприятий жилищно-коммунального хозяйства. И хорошо еще, что срок предполагаемого «держания» цен она установила не только до выборов, а и на весь 2006 год. Вопрос лишь в том, а что дальше?

Практика показывает, что бесцеремонное вмешательство политики в бизнесовые вопросы, как правило, чревато тяжелыми последствиями. Именно политика все эти годы помогала Украине получать относительно дешевый российский и туркменский газ. Но при этом система энергосбережения не работала и даже соответствующий комитет был распущен (заметим, уже новой властью). В результате, как только в политике наметились какие-то перемены, страна из-за газа перманентно находится в предшоковом состоянии.

Характерно, что во время переговоров летом этого года туркменская сторона заявляла, что подписание долгосрочного соглашения осенью этого года вполне возможно, и Президент Украины в письме к туркменскому коллеге даже высказывал мнение, что в октябре, во время визита Ниязова в Киев, «мы сможем найти общие подходы и взаимоприемлемые решения по всему спектру двусторонних отношений». И никто тогда, как говорится, и не заикался о привлечении Москвы к украинско-туркменскому переговорному процессу в газовой сфере. Похоже, наши северные соседи неплохо провели время в Ашхабаде! Для такого предположения даже нет необходимости ссылаться на отчеты частных детективов. Достаточно вспомнить все те демарши, которые предпринимала Россия в газовой сфере с момента прихода к власти в Украине Виктора Ющенко.

Сколько было разговоров о газе, украденном в украинских подземных газохранилищах! А закончилось все тем, что заместитель главы российского «Газпрома» подписал акт сверки. А потом нам устроили эпопею с «капитальным ремонтом» механизма расчетов за транзит российского газа, поставляемого по украинской трубе в Европу. Хотя соответствующий межгосударственный протокол, который определяет, что нынешний порядок будет действовать до 2013 года, никто не отменял... А чего стоят постоянно публикуемые российской прессой рапорты о новых газопроводах, которые будут поставлять газ в Европу по морю в обход Украины? И никто даже не поинтересовался, в какую это копеечку влетит далеко не блестяще развивающейся российской экономике. Как любит говорить российский посол в Киеве Виктор Черномырдин, мало не покажется. Об этом может свидетельствовать даже и опыт уже работающего, но загруженного лишь на четверть газопровода «Голубой поток»... А еще нам многое рассказали на эту тему откровения (просочившиеся из-за закрытых дверей Думы) министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который пообещал применять к недостаточно лояльным соседям главный дипломатический ресурс его страны, которым, по его словам, являются газ, нефть и электроэнергия. Так что вполне логично предположить, что ашхабадские проблемы Украины в значительной мере вызваны тем, что нашу политику оценивают по шкале пророссийской лояльности и оказывают соответствующее давление.

Вместе с тем было бы несправедливо не упомянуть и о том, что позиция наших переговорщиков в Туркменской столице была не из самых сильных. В условиях, когда на страну, а следовательно и на непосредственных участников переговоров оказывалось политическое давление, собственное правительство не обеспечило им политической поддержки и, похоже, готово развернуть поиск внутренних врагов. (Не об этом ли свидетельствуeт слив через пророссийские СМИ утверждений о намерении КРУ заняться проверкой «Нефтегаза Украины»? Сами работники контрольного ведомства, с которыми общался «День», эту информацию категорически опровергают). Между тем надежный тыл для любых переговоров — это устойчивое финансовое положение. А как поступало с «Нефтегазом» правительство Юлии Тимошенко? От него потребовали наращивания отчислений в бюджет, и он был вынужден подчиниться. Но при этом правительство отказалось пересмотреть внутренние цены на газ, и НАК продавал его, как утверждают газовики, себе в убыток. Невосполнимый урон экономике предприятий газовой отрасли нанес также запрет правительства на экспорт газа из Украины. Естественно, все это не могло не сказаться и на уровне оплаты за использованный туркменский газ...

Какими могут быть прогнозы? Думается, поиск крайних, а он, похоже, уже начался (об этом может свидетельствовать вывод из правления «Нафтогаза Украины» Анатолия Рудника), делу не поможет. Было бы очень неправильно менять коней на столь ответственной переправе. Следовало бы задействовать в переговорном процессе политические ресурсы. Думается, именно Президенту следует взять в свои руки переговорный процесс...

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ