Во все времена молодежь оставалась сильным стержнем общества, который не способны ни покорить, ни сломать никакие политические перипетии и правительственные решения. В этом и ценность молодежного социума — в его стойкости и закалке к испытаниям. Конечно, проблем на пути молодого человека, который только начинает свой жизненный путь, — не одна и не две. По окончании университета экс-студентам, имеющим диплом квалифицированного специалиста, пусть даже с отличием, никто не дает стопроцентных гарантий трудоустройства.
Так же мало государство помогает молодому человеку с решением квартирного вопроса. Кстати, эта проблема может еще больше обостриться. В Министерстве по делам семьи, молодежи и спорта хотят уменьшить возрастную границу молодежи до 24 или 29 лет. Сейчас, по украинскому законодательству, молодым считается человек в возрасте от 15 до 35 лет. И, в сущности, единственная значительная государственная льгота, на которую он может рассчитывать, — это получение кредита на льготных условиях для покупки или строительства жилья. Но после законодательных изменений и эту льготу кое-кто может потерять. Как объяснила заместитель министра по делам семьи, молодежи и спорта Светлана Толстоухова, такое новшество связано с сокращением расходов на программы для молодежи.
Но, несмотря ни на что, такие условия, когда придется бороться за свое место под солнцем, только повышают конкурентоспособность каждого молодого человека. И чтобы быть в таких обстоятельствах действительно конкурентным, нужно еще и владеть набором определенных качеств. Это и образование, так как без знаний сейчас мало куда пробьешься, и сильный и пробивной характер, и знание истории, и, в конце концов, понимание своего места и своей роли в обществе.
Но на то она и молодежь, чтобы преодолевать любые препятствия вопреки всему. Каждый строит свой жизненный проект сам, соответственно, выбирает для его реализации, причем успешной, свои методы и средства. Так, Елизавета Яшина, которая учится на четвертом курсе Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, не просто стала лучшей и самой успешной студенткой своего вуза, но еще и взялась за реализацию собственного проекта «Украина глазами молодежи». Девушка хочет создать общенациональную коллекцию работ молодых художников из всех уголков Украины. И сделать на основе собранных картин передвижную выставку. Первые шаги для осуществления своего замысла она уже делает. По словам Елизаветы, в рамках проекта при поддержке академии и Совета по вопросам туризма и курортов были проведенные пленэры в 15 регионах страны. Уже сформирована коллекция из более чем 150 картин. Сейчас ведутся переговоры о размещении коллекции в художественных музеях и учебных заведениях во время ее путешествия по Украине.
— По нашему замыслу, выставка выполняет несколько воспитательных задач. Во-первых, знакомит школьников и студентов с лучшими уголками родины. Во-вторых, демонстрирует той же молодежи, как профессионально можно делать свое дело, показывая таким образом серьезное отношение к выбору профессии и своему месту в обществе, — добавляет Елизавета.
И хотя социологи сейчас говорят, что часть молодежи стала менее самостоятельной и менее уверенной в завтрашнем дне, история Елизаветы и многих других молодых людей доказывает абсолютно противоположное. Независимо от того, до какого возраста человек по закону будет считаться молодым, он способен пройти все испытания, ведь права на успех, жизненный и карьерный, на самореализацию и самоутверждение у него никто не отбирал.
КОММЕНТАРИИ
Людмила ЧЕРЕНЬКО, заведующая отделом исследования уровня жизни населения Института демографии и социальных исследований им. Птухи:
— Как свидетельствует опыт европейских стран, когда речь идет о рынке труда и о том, насколько он для молодежи доступен, то все же берут верхний возрастной порог 35 лет. Тенденция в Европе идет к тому, что выше и выше поднимают возрастную планку для молодых людей. Почему у нас возник вопрос о снижении возрастного порога — трудно сказать. Возможно, это связано с тем, что основная масса молодых людей до 25 лет получает высшее образование, если, конечно, хочет этого. В 25 лет человек может вступать в самостоятельную трудовую жизнь, не нуждается в поддержке от родителей или государства. Если говорить о финансовой стороне вопроса, то правительство просто хочет ограничить возраст молодых семей, претендующих на льготное кредитование жилья от государства. Если все же возобновят кредитование семей на строительство собственного жилья, то таким образом можно уменьшить круг лиц, которые могут брать кредит. По сути, кроме льгот на кредитование, молодежь больше ничего не потеряет. С точки зрения экономической активности молодежь — это люди в возрасте 15—35 лет. В 15 — это еще дети, которые в 90% случаях сами не работают и находятся на содержании родителей. В 35 — это люди, у которых уже могут быть взрослые дети, если рано завели семью, то они сами подходят к возрасту, когда их дети становятся взрослыми. Вообще, это был настолько большой предел, что мы разбивали эту категорию на три-четыре возрастные группы. Что касается индивидуальных доходов, то уже в 30 лет они достигают достаточного количества, когда человек уже самостоятелен и может обеспечить себя. Поэтому, с точки зрения экономической состоятельности, можно молодежь ограничить 30 годами. Еще один аспект: чем выше пенсионный возраст, тем выше должен быть порог молодежи. Ведь если пенсионный возраст наступает после 65 лет, пик карьеры приходится на 45—50, то, конечно, в 35 ты еще молодой человек, только начинающий свой профессиональный рост. А если взять наш пенсионный возраст, то в 35 — еще молодежь, а в 55 — уже пенсионер, остается маленький интервал времени для личного роста. На мой взгляд, 30 лет — лучший предел для молодежи. Но если смотреть на подрастающие поколения, то они менее самостоятельны, чем предыдущие. До 30 лет многие еще остаются детьми. В Европе, например, люди до 30 лет учатся, только в 40 заводят семьи, таким образом, этот предел ближе к европейскому стилю жизни и ближе нам.
Елена ЛИТВИШКО, член Всеукраинской молодежной организации «Фонд региональных инициатив»:
— Сегодня молодежь и так является незащищенным слоем населения. Я просто не вижу в этом никакой необходимости. У молодежи есть много прав, обещанных как законодательством, Конституцией, так и политическими силами, периодически приходящими к власти. К сожалению, молодежные права не соблюдаются, а если и соблюдаются, то в очень незначительных количествах. Если говорить о последствиях, то для властей это очень удобно, потому что таким образом обещания, которые они и так не выполняют, можно не реализовывать вообще из-за того, что исчезли люди, перед которыми нужно придерживаться взятых обязательств. Политические силы раздали очень много обещаний — молодежное кредитование, жилье, кажется, все силы такие обязательства перед молодежью брали. Проходят целые рекламные и политические кампании, когда политсилы обещают и обещают сделать что-то для молодежи, но в действительности, никто ничего не выполняет. Молодежь может и не отреагировать на эту проблему, потому что это не пенсионеры. Для тех же женщин повышение пенсионного возраста с 55 до 60 иногда жизненно важно, ведь эти пять лет, учитывая наши неудовлетворительные экологические и другие факторы, могут действительно привести к критическим ситуациям, связанным со здоровьем или жизнью. Молодежь же достаточно активна, занимается карьерой, жизненно необходимыми и кардинальными для себя вещами, она привыкла к тому, что на нее власти все равно не обращают внимания. Многие в этом возрасте рассчитывают на собственные силы. Более того, как говорил один наш народный депутат: «Вы же не дети, чтобы верить сказкам?». То есть, у нас молодежь привыкла к тому, что все, что ей обещают, не выполняется. Власти, наверное, на то и рассчитывают, что молодые люди не будут особо требовать чего-то. С другой стороны, сейчас молодежь довольно активно начинает понимать свои права и обязанности власти перед ней. Поэтому есть вероятность, что молодые защитят себя и в этом случае.
Елена ЛИЩИНСКАЯ, кандидат психологических наук, научный сотрудник Института политической и социальной психологии АПН Украины:
— Общеевропейские тенденции идут не к уменьшению возраста молодежи, а к увеличению. Если 50—60 лет назад человек оканчивал среднюю школу в 17 лет, то в 18 он уже работал. Сегодня в 18 лет люди еще учатся, поскольку увеличилась продолжительность обучения в школах. Почему идут в высшую школу так массово? Потому что человек фактически неработоспособен до 22 лет. Еще одно: в Европе пенсионный возраст выше, чем у нас, продолжительность жизни тоже более высокая, рождение детей откладывается. Если еще 20—30 лет назад лучшим возрастом для рождения ребенка считался возраст 22—23 года, то сегодня детей рожают в 28, и это считается нормальным. Еще Карл Густав Юнг говорил, что юность завершается где-то в 35 лет, потом идет зрелость и поздняя зрелость. Поэтому тенденция к уменьшению молодежного возраста с демографической и психологической точки зрения неоправданна. Взять даже ситуацию с первым рабочим местом. Получается такой парадокс: молодым специалистом считается человек на протяжении трех лет после получения образования. Если он нашел работу в 25, то звание молодого специалиста он сохраняет, но к категории молодежи уже не относится. На мой взгляд, наша молодежь не готова так быстро стать старше. Чтобы быть полноценным и полностью состоятельным в современных условиях, человеку нужно потратить время, чтобы получить специальность, а иногда и не одну. А это все признаки молодости. В 24 года человек еще незрелый, малоопытный, у него нет той ответственности, которая должна быть.