Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Делиться и прощать

У мусульман начался главный праздник года
11 февраля, 2003 - 00:00

Сегодня в 7 часов 40 минут утра во всех мечетях Украины состоялся первый праздничный намаз, посвященный главному празднику мусульман Дню жертвоприношения, — Курбан- байрам. Десятки тысяч паломников, в том числе 112 украинских мусульман, в это утро стоят на горе Арафат в Мекке, почитая Аллаха…

Когда ислам не выходил еще за пределы Аравийского полуострова, Курбан-байрам праздновался с обязательным посещением Каабы. Позже, когда ислам распространился по всему миру, хадж стал дорогостоящим мероприятием и совершить его мог не каждый. Поэтому празднование проводится непосредственно в местах проживания, а хадж совершают только отдельные правоверные. Считается, что за свою жизнь каждый мусульманин должен хотя бы один раз совершить паломничество в Мекку. Согласно правилам ислама основой хаджа является стояние у горы Арафат на девятый день месяца Зулхид-же в Мекке на юго-востоке Мукеррема до захода солнца. После этого надо семь раз обойти вокруг Каабы. Во время хаджа совершается также надевание ихрама — одежд из белой материи вокруг бедер и на плечи, кидание камней в долине Мина, семикратная пробежка (сай) между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Паломники целуют «черный камень», читают многократные молитвы, пьют воду из священного колодца Замзам и совершают другие мероприятия, соответствующие легендам.

В советское время о хадже, особенно крымским татарам, нечего было и думать. Совершали его только единицы и, как правило, подпольно. Сегодня среди крымских мусульман совершили хадж уже несколько тысяч человек. Как правило, он совершается по приглашению правительства Саудовской Аравии. Как пояснил журналистам Муфтий мусульман Крыма Эмирали-эфенди Аблаев, в предыдущие годы, учитывая тяжелое материальное положение крымских татар, по приглашению короля Саудовской Аравии и частных лиц, совершили хадж несколько сотен крымских татар. В этом году Духовное управление мусульман Крыма также направляло запросы послу Саудовской Аравии, но получили ответ, что на этот раз приглашения не ожидается не только для мусульман Украины, но и для мусульман России и всех других стран СНГ. По решению правительства Саудовской Аравии в этом году паломничество в качестве «гостей короля» совершают мусульмане бедных неразвитых стран азиатского и африканского континентов. Остальные мусульмане могут совершить хадж за свой счет или за счет благотворительных организаций.

Из Украины паломники в Мекку и Медину вылетели самолетом из Симферополя в прошлый четверг ночью. Корреспонденты «Дня» были среди провожающих. Группа состояла из представителей разных регионов: 41 человек из Крыма, 37 мусульман из разных регионов Украины, преимущественно Донецка, 33 человека из Молдовы. Организатором хаджа, как и в прошлом году, выступил благотворительный фонд «Ас-Сунна», которым руководит шейх Мохаммед Аль-Кахтани. Из-за частного характера хаджа паломники-мужчины отказались давать интервью и фотографироваться, а женщины, к нашему удивлению (согласно правил, женщины совершают хадж только в сопровождении мужчин и во всем им послушны), — не возражали против фото.

Еще 26 марта 1993 года Верховная Рада Крыма приняла решение, которым объявила Курбан-байрам праздничными днями для жителей автономии, исповедующих ислам, а КЗоТ Украины (статья 73) и правительство Крыма объявили его первый день выходным для мусульман. Сегодня в Крыму все говорят о странности такого решения: почему Пасха и Рождество выходные для всей страны, а Курбан-байрам — только для мусульман? Ведь в Украине ислам исповедуют более 2 миллионов жителей. В частности, по данным переписи 2001 года, в стране проживают 248,2 тысячи крымских татар, в том числе в Крыму — 243,4 тысячи человек, а также 73,3 тысячи татар иного происхождения, в том числе в Крыму — 11 тысяч. В Украине действуют около 300 мусульманских общин, около 300 священнослужителей, подавляющее большинство из которых — граждане Украины. Мусульмане не имеют единого центра. Кроме Духовного управления мусульман Украины, существует также Духовное управление мусульман Крыма. Часть мусульман на Востоке Украины объединены вокруг Партии мусульман Украины с центром в Донецке. Во всяком случае в Крыму считают, что если не по всей Украине, то хотя бы в автономии Курбан-байрам следовало объявить выходным для всех жителей, чтобы соседи-христиане могли праздновать Курбан-байрам вместе с мусульманами так же, как они празднуют с ними Рождество и Пасху.

Как рассказал знаток мусульманских обычаев и крымскотатарского фольклора Рефат Куртиев, по традиции каждый состоятельный мусульманин должен в этот день зарезать сам или попросить кого-то, тоже мусульманина, зарезать овцу, козу, быка или верблюда. В наше время на Курбан-байрам обычно режут овец и баранов. Мясо животного раздается беднякам, сиротам, одиноким старикам, при этом замаливаются грехи правоверного, и они получают от Бога благословение в своих деяниях.

В Симферополе в этом году, например, жители дома № 10 по улице Селим Герай в микрорайоне Фонтаны — примерно 120 семей — собрали деньги и купили жертвенного барана, мясо которого передали жителям интерната в селе Соколиное Бахчисарайского района, где проживает 350 престарелых крымских татар. Совершить покупку животного и жертвоприношение они поручили Шакиру Исмаилову, который посчитал за честь выполнить поручение соотечественников. Мяса получилось достаточно — 24 килограмма. Кроме того, на собранные деньги крымские татары купили для своих ветеранов еще 8 кг конфет. Сегодня в интернате Соколиного мулла Джевдет-ага, кроме прочего, проведет намаз, и люди приготовят праздничный плов.

Рефат Куртиев рассказывает, что существует несколько похожих легенд о возникновении праздника Курбан- байрам. Одна из легенд гласит, что первая жена пророка Ибрахима, Сарра, была бездетной. По ее согласию он взял в жены рабыню-египтянку по имени Хаджара (по версии Библии она имеет имя Агара). Вскоре Сарра, узнав, что Хаджара готовится стать матерью, оклеветала ее, и Ибрахим изгнал Хаджару из своей семьи и оставил ее в пустыне. Там она родила сына. В поисках воды, чтобы обмыть сына и напиться самой, она семь раз пробежала расстояние между горами Сафа и Марва. Не найдя воды, она в отчаянии подняла руки кверху и крикнула: «О господи, услышь меня!». В это время мальчик топнул ножкой, и на этом месте зажурчал родничок. Ныне этот родник называется Замзам. Вокруг него и возник впоследствии город Мекка. Ибрахиму стало известно, что у него родился сын в пустыне. Он разыскал жену с сыном там, где оставил их. Ночью он услышал «голос», который требовал от него принести сына в жертву Аллаху. Днем отец взял нож и приставил к горлу сына. В это время Бог послал Джебраила, который отвел нож от горла сына и велел вместо сына принести в жертву барана. Тогда Ибрахим воскликнул «Нет Бога, кроме Аллаха!».

Прошли годы и Ибрахим с сыном продолжали служить Богу. Они построили в Мекке храм — Каабу, где хранится Черный камень, упавший с неба.

Крымские татары начинают готовиться к Курбан-байраму за несколько дней. Приводятся в порядок хозяйственные помещения, ведется уборка дома, двора. День перед Курбан-байрамом называется Арфе куню, а ночь между Арфе куню и первым днем Курбан-байрама — Арфе геджеси — Величайшая ночь. Эта ночь называется одной из десяти благословенных ночей для мусульман.

На Курбан-байрам после утреннего праздничного намаза в соборной мечети приступают к исполнению обряда жертвоприношения. Животное должно быть без всякого изъяна, как правило, самцом годовалого возраста. Предварительно над ним читается специальная молитва. Ножи должны быть отточены заранее. Глаза животного должны быть завязаны платком. На его голову накладывается хна, в рот — леденец. Если жертвенных животных несколько, остальные должны быть поодаль и не должны видеть акт жертвоприношения.

Рефат Куртиев рассказывает, что, по обычаю, мясо жертвенного животного не моется. Оно разрубается на мелкие куски. Его варят в воде, добавляя только лук и соль. В течение трех дней семья должна употребить треть мяса жертвенного барана, угощая всех гостей, пришедших с поздравлениями. А две трети мяса раздается бедным, одиноким, чей доход не позволяет принести в жертву барана. Шкура преподносится в дар храму.

В эти праздничные дни мусульмане раздают фитр — милостыню — из расчета примерно стоимости 1,5 килограмма пшеницы на каждого члена семьи, и зекят — долг всех мусульман, мужчин и женщин, являющихся зажиточными. Как предписывает Коран, они должны отдавать в пользу бедных ежегодно одну сороковую часть своего состояния. Мусульманами, обязанными давать зекят, считаются люди, имеющие сверх необходимого для повседневных нужд и долга, если он есть, ценности в сумме, равной 80,18 грамм золота или 561 грамм серебра, которые были в их распоряжении больше года. Не облагаются зекятом женские украшения, убранство дома, мебель, ковры, автомобили и другие транспортные средства, а также животные, используемые в домашней работе. Не облагаются им также дом, квартира, сад, садовый участок, мастерская, магазин, поле и т.д. По мусульманским правилам зекят не дается близким родственникам и супругами друг другу, тому, кто сам должен давать зекят, не мусульманину и мечети. Установлена последовательность дачи зекята — сначала родственникам, потом соседям, беднякам своего села или города, потом беднякам своей страны, потом мусульманам за пределами своей страны. Фитр, то есть милостыня, подается каждым мусульманином бедным мусульманам, обычно накануне всякого праздничного намаза. Обычный размер фитра, установленный правилами, должен составлять ценность, равную 1460 грамм пшеницы, или 2920 грамм овса, сушеного винограда, хурмы или соответствующей им суммы денег с каждого члена семьи.

Мусульмане тщательно относятся к исполнению своих обязанностей. Ислам выделяет несколько видов обязанностей. Это обязанности перед самим собой — оберегать дух и плоть свою от телесных и нравственных болезней, взаимные обязанности перед семьей и близкими, обязанности создателей семьи друг перед другом, родителей перед детьми и детей перед родителями, братьев и сестер по отношению друг к другу, младших перед старшими.

Праздник Курбан-байрам широко вошел в фольклор крымских татар. Так, еще в начале прошлого века в деревне Отузы, что между Судаком и Коктебелем (ныне Щебетовка), отставной генерал, московский профессор, историк, этнограф, фольклорист и археолог Никандр Маркс, который имел там дом и летом в нем жил, записал со слов отузских жителей легенду «Курбан-кая» (жертвенная скала), которую опубликовал и в газете «Утро России», и в своем знаменитом сборнике «Легенды Крыма», вышедшем первый раз в Москве в 1913 году. Иллюстрировал сборник, кроме других художников, внук Ивана Айвазовского Константин Арцеулов.

«По долине отовсюду видна эта скала, — говорится в легенде. — Она отвернулась от деревни и склонилась к старокрымскому лесу. Точно задумалась. А если подойти к ней на восходе солнца с той стороны, станет видно, как на скалу взбирается огромный человек… Говорят, то окаменелый пастух, чабан...

Когда наступает праздник жертв Курбан-байрам, наши старики смотрят на Курбан-кая и вспоминают о чабане. Чабанов прежде много было, каждый зажиточный татарин имел свою отару. Только лучше Муслядиновой не было в долине, потому что чабаном у Муслядина был Усеин, который знал каждую тропинку в горах, каждую прогалину в лесу. И Муслядин был так доволен им, что обещал ему свою дочь.

В сердце же Эмнэ давно жил другой, молодой Рефеджан, Арык-Рефеджан, как звали его в деревне за тонкий стан. Узнал об этом чабан Усеин. А через неделю упал Рефеджан со скалы и убился насмерть.

Настал Курбан-байрам. Принес чабан Усеин хозяину жертвенного барана и, когда сказали ему, что убился Рефеджан, усмехнулся только.

И когда зарезал курбана, омыл в его крови руки, усмехнулся еще раз:

— От отцов дошло: кто сам упадет, тот не плачет. — Понравилось мудрое слово Муслядину и подмигнул он чабану. Послал тогда чабан старуху, которая жила в доме, поговорить с Эмнэ — выйдет ли за него?

— Хочет, чтобы ты полез на ту скалу, где убился Рефеджан. Взлезешь,— пойдет за тебя, сказала старуха.

Обиделся чабан Усеин и поклялся:

— Если не влезу, пусть сам стану скалой.

И видела Эмнэ: на закате солнца стал взбираться чабан по скале, долез почти до самой вершины и вдруг оборвался от нее огромный камень и в пыльной туче покатился вниз. Люди думали, разбился чабан, но не нашли его, а когда на восходе солнца пришли снова, то увидели чабана, обратившегося в огромный камень.

Говорят, когда долез чабан до вершины скалы, то увидел тень Рефеджана и окаменел от страха.

И сказали наши татары, что на Курбан-байрам принес чабан сам себя в жертву Аллаху, и назвали скалу Жертвенной скалой, то есть Курбан-кая.

Так говорят, а правда или нет — кто знает!»

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ