Все значительно сложнее. «Дело Тимошенко» — это не борьба добра и зла, «демократической и проевропейской» Тимошенко против «авторитарного и пророссийского» Януковича, как, похоже, думает кое-кто на Западе. Юлия Тимошенко — не символ ни украинской демократии, ни украинского европейского выбора». Но что значит это дело, к которому приковано внимание всего мира?
А если конкретизировать это резонное мнение Елены Гетьманчук, то речь идет о продолжении клановой борьбы, истории, которая тянется с «лихих» 90-х и, оказывается, до сих пор.
Кстати, на днях будет глубоко символичная годовщина. 13 октября 1992 года Леонид Кучма был назначен на должность премьер-министра Украины после пребывания на должности народного депутата и директора Южмаша. Именно тогда начало зарождаться то, что сегодня мы называем десятилетием Кучмы, то есть олигархически-клановая система с особенными понятиями, ящик Пандоры, который время от времени взрывается скандалами. В конце концов, «дело Тимошенко» — закономерный результат того, что в годы Кучмы была создана такая система и не были созданы правила игры.
В контексте уже почти забытой борьбы «донецких» и «днепропетровских» наполняется неожиданными смыслами еще одна вчерашняя сенсация: СБУ возбудила против Юлии Тимошенко еще одно уголовное дело. На этот раз — за долги корпорации ЕЭСУ перед Россией. Как передает «Украинская правда», руководитель главного следственного управления СБУ Иван Деревянко заявил: «В частности Тимошенко обвиняется в том, что, будучи президентом и фактическим владельцем корпорации ЕЭСУ, по предварительному сговору с бывшим премьером Павлом Лазаренко совершила покушение на растрату средств государственного бюджета в особо крупных размерах путем возложения на Кабинет Министров обязательств частной корпорации ЕЭСУ перед Минобороны России на сумму 405,5 млн долл.»
Конечно, для сомнений в законности совместной деятельности Юлии Тимошенко и Павла Лазаренко (который в следующем году, кстати, выйдет из американской тюрьмы) есть основания. Но не запоздалые ли эти обвинения вдогонку? После невиданного мирового резонанса, вызванного приговором Тимошенко, очевидно, что такими шагами Партия регионов ослабляет себя и усиливает «миф Тимошенко». Ошибается тот, кто думает, что этот миф выигрышен для страны. Выигрыш — это полная «перезагрузка» кланово-олигархической системы, которая назрела уже давно и которую не удалось осуществить в 1999 году. С тех пор мы и ходим по кругу, блуждаем в мифах и разочаровываемся.
У власти, которая решилась возбудить уголовное дело против Леонида Кучмы, был шанс осуществить эту «перезагрузку». И именно такая стратегия принесла бы ей поддержку общества, а не повсеместную конфронтацию. Но с этим шансом ПР не справилась. Штампуя уголовные дела против представителей оппозиции, власть не наращивает собственное качество.
— Конечно, это клановая борьба, прежде всего, за перераспределение власти и собственности, но она имеет очень сильный геополитический подтекст, — сказал политолог Виктор НЕБОЖЕНКО в комментарии «Дню». — То, что сразу после объявления приговора выставляется следующее обвинение, это говорит о том, что власть вовсе не собиралась декриминализировать какие-то статьи или изменять судебную систему. Речь шла о применении правоохранительных органов в борьбе с политическим противником. И в этой ситуации это не успокоит Запад, а наоборот, сделает его более нетерпимым к этому режиму власти в Украине. Дело не в персоне Тимошенко, Лазаренко, даже Януковича или Хорошковского, идет речь о нехорошей тенденции, когда правоохранительные органы используются в борьбе между кланами и в политической борьбе для подавления соперника. Вот что должно нас беспокоить. И то, что здесь отображается борьба донецкого клана с днепропетровским, важно то, что они не перешли на такую борьбу, которая существует во всем мире. Ведь во всем мире происходит борьба кланов, но они борются на площадке экономической конкуренции, а, не используя спецслужбы, рейдеров, президентскую администрацию, черный пиар... Важно, что сегодня кланы в борьбе друг против друга впервые используют целый государственный механизм. А использование 30 тысяч боевиков, СБУ в борьбе между двумя кланами может привести к гражданским конфликтам. Вот что необходимо понять! — отметил Виктор Небоженко.