В Украине существует достаточно много исследований настроений и тенденций, которые доминируют в современном молодежном обществе. В целом, мысли молодежи на разные темы — это всегда оригинально и свежо, это всегда вызывает интерес, ведь именно от позиций подрастающего поколения, от выбора ими ценностей, по большому счету, зависит будущее государства. Наилучший способ узнать о мыслях и настроениях молодого поколения — спросить у абитуриентов, как это несколько лет подряд делают в Национальном университете «Киево-Могилянская академия». Традиционно и в этом году молодые люди, желающие стать студентами Могилянки, пишут эссе, в которых излагают свое виденье общественно-политических процессов, происходящих в Украине, делятся мыслями о будущем страны и нашем месте в мире, а еще размышляют о роли оранжевой революции в нашей истории.
«Ежегодно, когда наши абитуриенты сдают документы, мы просим их ответить на вопросы... Это важно, мы хотим увидеть, как они могут сформулировать свою мысль, какими являются их ценностные приоритеты. Также здесь есть элементы социологического исследования — мы хотим некоторые вещи узнать о своих абитуриентах в социологическом плане. Также мы хотим знать, каким образом с годами меняется контингент студентов, как развиваются их ценности, что для них в жизни важно, что — менее важно. Мы хотим знать, кто к нам каждый год приходит. У нас есть специальный научный центр, который возглавляет Вячеслав Брюховецкий, и там вся эта информация прорабатывается научно», — рассказал «Дню» президент Национального университета «Киево-Могилянская академия» Сергей КВИТ.
Информацией о представлениях современной украинской молодежи относительно демократии и гражданского общества может поделиться Институт социальной и политической психологии АПН Украины, исследовавший в прошлом году эту тему. Детальнее о результатах и выводах, которые можно делать на их основе, «Дню» рассказала кандидат психологических наук, заведующая лабораторией психологии политического участия Института социальной и политической психологии АПН Украины Лариса КИЯШКО.
— Лариса Александровна, отношение молодежи к демократии, их виденье развития демократических процессов — это та основа, на которой будет строиться будущее Украины. Не кажется ли вам, что современная молодежь больше знает о своих правах и свободах? Что для них является демократией?
— Мы проводили исследование в 2009 году среди студенческой молодежи, старшеклассников и учеников техникумов. Также в этом принимали участие лидеры молодежных организаций. Основной вывод таков: понятие демократии у молодежи связано с такими категориями, как права, свобода, но не связывается с ответственностью, с чувством долга. То есть демократия понимается как свобода и права без включения понятия ответственности. Трудно сказать, в чем причина того, что молодежь имеет именно такое восприятие демократии. Мы считаем, что все это имеет идеологические параметры: одно время среди детей и молодежи проводилась просветительская работа, а теперь молодежь наша от этого отошла. И само понятие демократии нигде не расшифровывается.
— Вы имеете в виду, что в советские времена идеологическую работу выполняла пионерия и комсомол?
— Раньше действительно была целенаправленная идеологическая работа, а теперь она отсутствует. И мы так считаем, и не только мы: с нашей лабораторией, которая занимается этими исследованиями, такими же исследованиями занимается лаборатория социализации подростков и молодежи нашего института. Ее специалисты несколько лет разрабатывали тему политического просветительства среди молодежи — и книги выпущены, и программы. Но, к сожалению, это мало внедряется.
— Какие еще результаты исследования вы бы назвали интересными?
— Кроме того, что мы исследовали наличие в сознании молодежи представлений о демократии и гражданском обществе, мы также исследовали такие психологические параметры, как конфликтные зоны. Конфликтная зона — это разрыв между доступностью и желательностью каких-либо явлений. По нашим исследованиям, конфликтные зоны — это когда какое-то явление является для определенного человека недоступным. Согласно полученным данным, конфликтными зонами нашего молодого поколения являются: материальная обеспеченность, процветание страны и искренность политиков. Есть еще инертные зоны — когда отношение обратное: определенные явления являются доступными, но не ценными. То есть в инертных зонах украинской молодежи находятся те ценности, о которых мы говорили: ценностью не является ответственность, чувство долга. Исходя из этих конфликтных и инертных зон, в сознании молодежи мы видим результаты, которые отображаются в поведении.
— Вы имеете в виду, что на первом месте среди ценностей молодежи есть ценности материальные? Например, во время разных политических «шоу» с флагами любого цвета стоят именно студенты, которым заплатили, и время предвыборных баталий и конфликтов дает им возможность заработать, не думая о том, кому и почему они прислуживают?
— Все, что нужно нашей молодежи, — это наладить политическое просветительство. Мы исследовали мотивацию политического участия молодежи в разных политических мероприятиях. Согласно полученным данным, выходит так, что в основном среди студенческой молодежи весь этот интерес поддерживается материальными стимулами, а никак не пониманием того, что это гражданский долг, что это параметр, характеризующий демократию. В основном, наши студенты ориентируются на то, что участие в политических процессах будет подкрепляться чем-то материальным. И если вести целенаправленную воспитательную работу по формированию навыков, по формированию мировоззрения и морали, то, возможно, ситуация бы менялась.
— К тому же, по данным Института демократических инициатив, около 40% украинской молодежи не прочь бы выехать за границу. Это — также результат отсутствия идеологической работы?
— Причина в том, что, с точки зрения нашей молодежи, в странах с развитой демократией в изобилии есть то, чего у нас не хватает. Возможно, с точки зрения молодежи, процветание страны, материальная обеспеченность там намного более привлекательны по сравнению с тем, что есть у нас. Также вероятно, что часть наших молодых людей хотят переехать на Запад потому, что, по их мнению, то, что для них является конфликтной зоной, там отсутствует.
— Чтобы изменить ситуацию, очевидно, нужно начинать идеологическую работу с детского садика?
— Действительно, было бы неплохо начинать в детском саду, но реально возможно, начиная со старших классов. Речь идет об интерактивных занятиях, классных часах, посвященных этим вопросам, каких-либо тренингах. А также работа с молодежными детскими организациями, причем такая, которая предусматривает определенное психологическое сопровождение, внедрение разработок научно-исследовательских институтов, таких, например, как наш.
— Проявляет ли интерес к вашим научным исследованиям и трудам на эту тему государство?
— Если наши лаборатории существуют и их финансируют, то, очевидно, заинтересованность есть. Другой вопрос, что наши разработки не внедряются в практику. Дело в том, что законодательные акты, которые еще шесть-семь лет тому назад предусматривали идею деидеологизации образования, привели к тому, что в настоящее время в школах и вузах отстраняются от этих явлений. Деидеологизация образования приводит к тому, что все процессы участия молодежи в общественно-политической жизни теперь происходят стихийно или под воздействием материальных стимулов.