В День Земли, который отмечался в это воскресенье, журналисты «Дня» побывали в селе Плисецком Фастовского района Киевской области. Несмотря на то, что эти первые выходные после Пасхи, по традиции, поминальные, когда каждый считает своим долгом отдать дань своим близким, ушедшим в мир иной, все же многих коренных жителей села можно было застать за привычной работой на огороде.
Для 62-летнего Петра Степановича земля — это его жизнь. «Как мы можем жить без земли, если она нас, по сути, кормит? Ведь только выращенные на своей грядке картошка, морковь да свекла помогают выстоять в эти сложные для страны времена. Разве можно сейчас прожить на пенсию в сорок гривен, когда еще нужно заплатить за свет и за газ?» Петру Степановичу уже порой трудно бывает выполнять самому все огородные работы, и поэтому сыновья, которых у него двое, активно ему помогают. В свободное от работы время пенсионер любит читать газеты, выбор которых в Плисецком, правда, не так уж велик. Он считает, что, безусловно, наше общество требует больших изменений, которые возможны лишь при сплочении народа.
Несмотря на то, что дети 61-летнего Николая Петровича работают в Киеве, для него земля — это также, в первую очередь, источник жизни. «Из 107 гривен пенсии 90 я должен отдать за газ и 14 — за свет. То есть получается, что на 3 гривны я должен жить целый месяц, что, понимаете, абсолютно нереально. Только благодаря своему огороду и хозяйству я до сих пор не умер от голода. Наваришь картошки, зарежешь курицу — вот и обед готов, даже праздничный.» Но несмотря на такие горькие фразы, Николай не хочет возвращения коммунистического режима, поскольку «любит свой народ и желает ему добра».
А в День Земли на огород вышло аж три поколения семьи Сидорченко: семидесятилетняя баба Настя, ее сын Михаил с женой и 26-летний внук Андрей. И работа у них вся так ладно клеилась: один ямку копает, другой картофелину бросает, а потом все вместе плугом прокатывают. И кажется, что это они делают просто ради собственного удовольствия и чтобы лишний раз побыть всей семьей. Но ответ бабы Насти в миг рассеивает подобные мысли: «Если бы не деньги, никогда бы этим не занималась, а жила бы себе в Киеве и любовалась его красотами. Раньше хоть и получали мало, да зато была стабильность, а теперь что? Если бы деньги, наворованные, Лазаренко да Тимошенко нам отдать, да мы бы все никогда горя не знали и спины бы себе не гнули, а так приходится терпеть». Сын же бабы Насти Михаил во всем ее полностью поддерживает и считает, что сейчас просто бессмысленно говорить про демократию в нашей стране, если нет ни у кого уверенности в завтрашнем дне.
Еще один плисецчанин, двадцатилетний Александр, говорит, что его вообще не интересует, что происходит за пределами его села: «Я работаю, чтобы выжить, земля — мой единственный хлеб, а кто будет у власти и что происходит в стране, мне абсолютно неинтересно». Кажется, нынешняя ситуация в стране не оставила места «земельной романтике», вынудив людей относиться к ней только как к источнику выживания. Не является ли это наилучшим ответом на вопрос, насколько успешными были реформы ради благосостояния?