Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Деньги и полномочия Евгений СУСЛОВ: Я — буфер между государством и горожанами

Их сложнее всего распределять органам исполнительной власти и местного самоуправления
27 марта, 2003 - 00:00


Проблемы небольших городов в чем-то похожи на проблемы мегаполисов, но имеют, конечно, и свою специфику. Скажем, в маленьких городках особенно остро чувствуется нехватка рабочих мест — тем более, если предприятие, которое в прежние времена кормило почти весь город, сейчас не работает. В то же время у жителей небольших населенных пунктов есть возможности для развития частной инициативы, — вопрос в том, благоприятные ли условия создает местная власть, или наоборот, оказывает потенциальным предпринимателям отчаянное сопротивление... Однако самые большие проблемы возникают, конечно же, с финансированием, в частности, социальной сферы, а также в отношениях местного самоуправления с властной исполнительной вертикалью — районом, областью и тому подобное. И закон о самоуправлении помогает, как оказалось, далеко не во всех случаях. «День» предлагает посмотреть на эти проблемы глазами градоначальников — людей, с одной стороны, наделенных доверием сограждан (ведь мэров выбирают сами горожане), а с другой — ограниченных в своих действиях определенными законодательными рамками. Немало в них, как выяснилось, нареканий и на Бюджетный кодекс, и на Закон «О государственном бюджете Украины на 2003 год», которые, по словам собеседников «Дня», не решают проблем наполнения местных бюджетов. Впрочем, как говорят, не все так плохо в нашем доме...

Когда долгое время находишься в Киеве, кажется, что жизнь в стране кипит — неутомимым источником изменений, деловой активностью населения, разнообразием политических и культурных событий. Но стоит выехать за пределы столицы — и картина резко меняется. Тотальная безработица, отсутствие элементарных бытовых благ, культурный коллапс. В этом смысле ничем не отличается от других даже Киевская область, с той лишь разницей, что жители наиболее близких к столице городов и сел имеют возможность изредка приобщаться к киевской бурной жизни.

Недавно гостем редакции «Дня» стал мэр города Сквира (районный центр в Киевской области) Евгений Суслов. Разговор с ним интересен не только с точки зрения проблем и специфики малых городов на примере Сквиры, но и потому, что Евгений — самый молодой градоначальник в Украине — ему только 21 год (мэром он стал в 20). Е. Суслов родился в 1981 году. Закончил Сквирский лицей. В 16 лет стал коммерческим директором сахарного завода в семейном предпринимательском обществе «Агропромышленная корпорация «Сквира» (кстати, отец Евгения — Иван Суслов, президент корпорации «Сквира» — в 2001 году в общенациональной программе «Человек года» победил в номинации «Фермер года»). В марте 2002 года Евгений баллотировался на должность городского головы Сквиры — и неожиданно для многих победил.

— Сквира находится в столичной области. Это для вас плюс или минус?

— Минус. Самый молодой в Украине городской голова пришел без благословения губернатора — все это формирует значительную предубежденность к моим действиям. На днях, например, должен состояться суд (истец — глава райгосадминистрации) по поводу того, что я не принял такой бюджет, который нужен был районной власти. Сквирский район — дотационный. В прошлом году бюджет города составлял полтора миллиона гривен. Это немного. При том, что идет 500 тысяч отчислений. В этом году сумма отчислений увеличилась — 730 тысяч. Я не принял тот бюджет, который мне предлагали, потому что там были абсурдные цифры. Например, в городе в детсадах — 585 детей (население города — около 19 тысяч человек). По тому бюджету на трехразовое питание одного ребенка в день выделялось 54 копейки. Это в то время, когда одна булочка стоит около 60 коп. На развитие детей в садиках — на карандаши, кубики и т.д. — 0,09 коп. Я уже не говорю о том, что еще нужно платить зарплату воспитателям, оплачивать энергоносители. А что такое детский садик для такого города, как Сквира? Это не просто место, куда родители могут отвести ребенка, чтобы он был под присмотром, когда они на работе. В Сквире — это давно уже не основная причина, потому что у 70% детей, которые посещают дошкольные заведения, родители не работают. Ребенка отдают в детсад только для того, чтобы он мог питаться за очень небольшие деньги (11 грн. в месяц), на которые дома ребенка не прокормишь.

— А поддержку жителей Сквиры вы ощущаете?

— Да. До этого в Сквире городского голову как такового никто не уважал. У мэров просто не было возможности доказать, что городской голова — это тоже власть. И причина этого, по моему мнению, кроется, в первую очередь, в нашем законе о местном самоуправлении, которым мы так гордимся. Я, когда стал мэром, взял закон, взял лист бумаги, разделил его на четыре столбика: местное самоуправление, райгосадминистрация, Верховная Рада, Кабинет Министров, и четко выписал, согласно закону, свои права и полномочия, а также права и полномочия других властных инстанций. Вышла очень интересная картина: все права, которые имеет местное самоуправление как независимый орган, орган, избранный людьми, по закону, существующим указам Президента могут перекрываться полномочиями райгосадминистрации. Т.е. местное самоуправление как самостоятельный орган не существует. Поэтому огромной проблемой для малых городов, по моему мнению, есть то, что городской голова у них выступает буфером между государством и населением. Люди доверили мне власть. И государство якобы сделало все, чтобы я был независимым. Но я сейчас такой независимый как мэр, что от меня ничего не зависит — ни экономическое, ни социальное развитие города. Потому что, если райадминистрация не захочет, чтобы я что-то делал, то я этого никогда в жизни не смогу сделать. Любое мое решение может быть воплощено в действие только при наличии подписи и печати той или иной районной комиссии.

Я сейчас ожидаю суда, о котором говорил. Уверен на 90%, что решение будет не в мою пользу. Но в будущем году бюджет с такими смешными цифрами нам уже не дадут. И это будет моя основная заслуга как городского головы. Мы не просим деньги на то, чтобы купить мэру машину, не просим звезду с неба. Мы просим только, принимая во внимание показатели прошлого года, выделить реальную сумму на питание детей. На суде я смогу людям четко сказать, что статьи закона о местном самоуправлении не выполняются государством. Закон существует только для того, чтобы им можно был кичиться перед Западом. Я например, не понимаю, для чего у нас существуют районные советы. Это выборный орган, депутаты которого по закону на первой сессии дружно поднимают руку и говорят, что все свои полномочия передают райгосадминистрации. И функции председателя райсовета сейчас сводятся к тому, что он ожидает ежемесячно нужного дня и идет к председателю райгосадминистрации просить зарплату для депутатов.

— А что больше всего тревожит непосредственно население вашего города?

— Люди недовольны тем, что нет работы. Другая проблема — дороги. Они в ужасном состоянии, как почти и везде по Украине. У нас на 2002 год на ремонт дорог было заложено в бюджет «аж» 30 тысяч гривен. Этого метров на 100 дороги хватило бы. Я пытался привлечь средства на ремонт дорог, обращался к предпринимателям…

— Трудно себе представить, что кто-то из предпринимателей может «отказать» мэру, когда речь идет о помощи городу…

— Киев и маленький провинциальный городок в этом смысле очень отличаются. В Киеве городского голову уважают, а в малых городах тот самый предприниматель имеет намного больший вес, чем мэр. Он захочет — поможет, захочет — нет. А насылать на него «силовиков» я не могу и не буду этого делать. Это плохая практика. Я наоборот поддерживаю малых бизнесменов. Во всяком случае, тем, что стараюсь им не мешать. Например, когда ко мне приходит человек и говорит, что хочет открыть торговую точку, я даю ему «зеленый свет». Это помощь не только предпринимателям, но и городу. Людям удобнее, когда хлеб или спички они могут купить у себя возле дома, а не идти в центр пять километров пешком.

— А горсовет на вашей стороне?

— Слава Богу. Потому что у нас сейчас кого угодно можно подкупить. Мне рассказывают депутаты городского совета, что к ним уже подходили с предложением выразить мне недоверие. Кстати, подкуп депутатов горсовета — это простейший способ устранить меня от власти. Но сами депутаты понимают, что на моей стороне — поддержка населения, поэтому вряд ли они пойдут на это.

СПРАВКА «Дня»

Город Сквира — райцентр Киевской области. Расположен на реке Сквирке. Как населенный пункт известен с 1890 года, как город — с 1938 года. В городе проживает более 19 тыс. человек. Имеет ряд больших промышленных предприятий («Сантехизделия», «Яшма», два кирпичных завода и др.). Производство переживает современные традиционные трудности.

Наталия ТРОФИМОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ