1 декабря 1991 года свыше 90% избирателей Украины проголосовали за ее независимость. Декабрьский референдум совместили с выборами первого президента нашего суверенного государства, — им стал Леонид Кравчук. Увы, минувшие годы для многих из нас оказались десятилетием разочарований. Все это время страна жила в ожидании экономического чуда, демонстрируя взамен чудеса электоральной активности: уже на других выборах и референдуме. Позади десять лет перманентного выбора — между Западом и Востоком, силовыми и цивилизованными методами политической борьбы, кандидатами в народные депутаты, премьеры и президенты, между свободой слова и вседозволенностью, правдой и ложью, надеждой и безысходностью. Выбора стратегических партнеров, национальной идеи, новых критериев и ориентиров...
Вчера «День» обратился к Леониду КРАВЧУКУ с вопросом: Как изменились за минувшие десять лет, технологии и методы влияния России на Украину? Ответ Леонида Макаровича был дипломатичным:
«Украинская политика относительно России (или русская политика Украины) все эти десять лет была малоэффективной. Поэтому вывод может быть сделан один: нам нужно серьезно думать над российской политикой в Украине, а России следует серьезно подходить к формированию своей политики относительно своего соседа, каковым является Украина. Россия уже начинает менять акценты и понимание своей политики относительно Украины. Какой будет эта политика? Можно говорить, что она будет прагматической, потому что Путин по своей философии является прагматиком. Она будет политикой, в которой ударение на независимость Украины и ее право строить свою жизнь по собственным измерениям будет определяющим — на уровне государственной российской политики. Я, безусловно, могу говорить, что останутся «старые песни» и старые тенденции где-то на уровне политических структур, общественных организаций, интеллигенции различного калибра, которые будут продолжать ностальгировать, которые будут думать, что можно еще вернуться к каким-то объединениям, союзам на общих принципах бывшего Советского Союза. Кстати, СНГ как таковое разваливается и начало разваливаться только потому, что в нем отсутствовал принцип равенства. Международная структура любого калибра не может существовать, не может иметь перспективы, когда в ней отсутствует принцип равенства (а в СНГ он отсутствует). Таким образом, будут еще на различных ступенях российского общества различные взгляды, различные тенденции относительно Украины, но на уровне государства я уже вижу серьезные изменения. И нам следует думать о нашей украинской политике относительно России. Кстати, СДПУ(о) выдвинула принципиально важный тезис о российской политике Украины. Я думаю, что мы должны думать, как наполнить этот тезис конкретным практическим содержанием, отвечая на вызов России, которая объявила начало года Украины в России. Это для нас вызов, и мы должны быть не просто к нему готовы, а думать и предлагать, упреждая, скажем, те важные тенденции, которые могут появиться в России. Присутствует ли давление, скажем, России на Украину сегодня? Какие изменения произошли в этих тенденциях? Можно сказать, что давление на политическом уровне уменьшилось, но давление на экономическом уровне, на духовном продолжается. Вот две сферы — экономика и духовная среда — где давление продолжается. И оно становится изящнее, дипломатичнее».
Отвечая на вопросы журналистов о перспективах СНГ, Леонид Кравчук, отметил, что «сегодня СНГ практически превратилось в политический клуб» и «фактически утратило свои рычаги как международная структура». По словам Кравчука, СНГ выполняло две основные функции — «бракоразводную» и конструктивную. Первую функцию, по мнению экс-президента, с определенными оговорками СНГ выполнило, вторую — нет. «Перспектив у СНГ в таком статусе нет», отметил Леонид Кравчук. «Если изменят подходы, изменят уставные документы и философию СНГ наподобие Европейского Союза, то тогда можно говорить о перспективе».